Евхаристия. Таинства. Притча о званных на брачный пир

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 3 окт 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Неделя 14-я по Пятидесятнице лекция 29.09.13. Храм Всецарицы. Донецк​

    В 14-ю неделю, то есть воскресный день, по Святой Пятидесятнице в церкви по уставу читается начало 22–й главы Евангелия от Матфея, где содержится притча о званных на брачный пир.
    Ее содержание таково: «Иисус … сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Матф.22:1-14).

    Притча о брачном пире посвящена Церковным Таинствам, и в первую очередь, Святой Евхаристии, которую называют «Браком Агнца».

    Этот брачный пир начался в Сионской горнице: когда Агнец, закланный от создания мира (Откр.13:8), подал Своим ученикам Свои Тело и Кровь.
    Этот брачный пир – Святая Литургия, святой завет Христов, который описан в Евангелии так: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф.26:26-28).
    Невеста на этом брачном пире, по слову Иоанна Предтечи и апостола Павла, – это душа человека и Христова Церковь.

    Эта притча является продолжением притчи о винограднике. Она продолжает тему с прошлой недели тем, что в ней показаны плоды, которые ищет Бог в людских душах. Также в притче о брачном пире мы видим то, как люди оказываются вне своего спасения.
    Притча о брачном пире открывает нам то, как люди входят в Царство Небесное, и почему некоторые из людей оказываются в месте, находящемся вне Царства Небесного, которое Иоанн Богослов в книге Откровения назвал местом отвержения, или адом (Откр.22:15).

    Царь, в притче, – это Сам Бог. Сын Царя – это Сын Человеческий, Христос.
    Мы, все люди, - званные на этот пир.
    Участие в этом пире признак и слава христианства.
    О том, что все люди призваны ко спасению говорится во многих местах Нового Завета. Об этом так говорит апостол Павел: призваны, предопределены ко спасению все, кто носит на себе образ Христов. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:29,30). Христос «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4:10). Поэтому «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.2:11).
    Рабы Божии, идущие нас призвать на брак Агнца – это пророки и апостолы, мученики и святители, преподобные и праведные. Они зовут нас опытом своей жизни и своими поучениями.

    Как выглядит мир людей, к которым Господь посылает Своих пророков и апостолов?
    Во-первых, среди людей множество таких, кто не желает идти на литургию. Они считают Дары Божии малозначительными, не нужными.
    Говорит о таких людях древний пророк: «вы хулите … тем, что говорите: "трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее - пища ничтожная". Притом говорите: "вот сколько труда!" и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:12,13). Другими словами, многие люди считают время потраченное на подготовку ко причастию и само причастие временем потерянным и проведенным без пользы. «Столько трудов – читать, поститься, куда-то идти в единственный выходной, и зачем?». Не понимают люди, что Бог сотворил мир из Своей благости (доброты) для того, чтобы все сотворенное было счастливо. Источник этого счастья – Бог, и Он подает нам соединиться с Собою в святом причастии.
    Христианство – это жизнь на лозе Христовой, как об этом говорит Сам Господь: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Иоан.15:5). Это соединение ветви с лозой происходит не только духовно, но и внешне, то есть телесно: в Таинствах. Где нет таинств, там христианство лишено своего тела, а значит, существует только как мираж или фантазия. Для того Бог стал Человеком, чтобы человек мог прикоснуться к своей жизни – к Богу. Отказаться от причастия то же, что отпихнуть руку того, кто пытается вытянуть нас, утопающих, из воды. Это рука простирается к нам со словами: «приимите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мар.14:22) и «чашу … приимите ее и разделите между собою» (Лук.22:17), а люди часто не чувствуют в этом необходимости. Христово дело в литургии простирается до Креста, а нам часто тяжко три дня готовиться, читать молитвы, придти на службу! Какие же мы тогда христиане? Вера во Христа означает исповедание Иисуса своим Спасителем. Но спаситель нужен для погибающих. В ту секунду, когда человек начинает ощущать, что Спаситель ему не нужен, ведь он и так хорош, а не таков, как прочие люди, тогда он перестает быть христианином.
    Люди, отказывающиеся идти в церковь причащаться, описаны в притче так: «они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Матф.22:5). Поле – это образ всего того, что у человека будет отнято смертью: имения, развлечения, карьера, телесные удовольствие, здоровье тела. А торговля – это суета вокруг этих наших телесных владений.
    В прежние годы человек в воскресный день никогда не занимался никакой работой, потому что работа в праздники (воскресные дни) по сегодняшней притче приносит человеку осуждение. В наше время правила стали значительно легче, так что уже мало кого осуждают за работу на огороде в воскресный день. Но отложить эту работу хотя бы на время до окончания литургии – нам возможно.
    Однажды утром в воскресный день в один из Афонских монастырей к воротам подъехала телега, груженая рыбой. Некий рыбак пожертвовал только что пойманную рыбу. Монахи сразу отказались от нее, как испорченной. Несмотря на то, что рыба была выловлена только что, даже монастырский кот отказался ее есть, как протухшую.
    Паисий Святогорец всегда советовал людям в тяжелых материальных условиях соблюдать праздники: пятьдесят два воскресения в году и 12-ть великих праздников. При исполнении этого правила материальное благополучие людей часто укреплялось. Однако нам не нужно забывать, что праздник нужен не для лени, но для трудов молитвенных. Для того и праздник, чтобы причащаться, идти на брачный пир Агнца.

    В притче мы видим людей, которые «схватив рабов Царя, оскорбили и убили [их]» (Матф.22:6). Мы схватываем и убиваем помыслы, которые нас зовут причащаться. Эти помыслы лени, чревоугодия, сребролюбия и уныния. Мы очень быстро находим оправдание в том, что уклоняемся от призыва на брачный пир точно так же, как и те убийцы.
    Других людей Бог призывает через слуг так: «пойдите на распутия и …дороги», и позовите злых и добрых (Матф.22:9,10). В этом месте притча о брачном пире соединяется с притчей о неводе: «подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Матф.13:47,48). Здесь рыбой названы люди, а неводом – проповедь апостолов, точно так же, как в притче о брачном пире.
    Распутия – это все места нашей суетной жизни. Всех призывают на причастие: и грешников, и праведников.
    Лучше всего это раскрыто в молитве или огласительном слове Иоанна Златоуста, что читают на Пасху: придите праведные и неправдные... «воздержные и беспечные. Трапеза обильна, усладитесь все, яства во множестве, пусть никто не уходит алчущим, все насладитесь пира веры, все воспримите богатство благости. Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее для всех Царство. Пусть никто уже не отчаивается в своих прегрешениях, потому что из Гроба воссияло прощение».
    Мы видим в Евангелии, что призванными на брачный пир оказываются: Иуда-предатель и трижды отрекшийся от Христа Петр, Павел, идущий в Дамаск мучить христиан и оба разбойника на Голгофских крестах. Всех Господь зовет на брачный пир, всех Господь принимает к Себе, как несчастных, немощных, грешных людей, души которых осквернены язвами греха. Всех захватывает спасительный невод Божией любви, но …. хорошее остается, а худое извергается. Как же отделяется одно от другого? По состоянию души! В притче о брачном пире это состояние описано как светлая или грязная одежда.
    Поэтому притча о брачном пире наставляет нас совершать тщательную подготовку к причастию.
     
    Просто Оксана нравится это.
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    14-я неделя проповедь 2013

    Четырнадцатая Неделя 29.09.13 проповедь Храм Всецарицы. Донецк
    В 14-ю неделю, то есть воскресный день, по Святой Пятидесятнице в церкви по уставу читается начало 22–й главы Евангелия от Матфея, где содержится притча о званных на брачный пир. Эта притча посвящена Православным Таинствам, и, в первую очередь, Святой Евхаристии, которой в Церкви усвоено наименование – «Брак Агнца».
    Для нас эта притча важна тем, что в ней описано два рода крушения человеческой души.

    Что такое крушение души?
    В притче о брачном пире оно названо так: «царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Матф.22:7).
    Наш город – это наши души и тела. Войска – это скорби. Нас убивают неудачи, болезни, лишения. Город наш, наша жизнь превращается в руины. Войска – это демоны, которые приобретают власть над нами: от господства страстей до явлений беснования.
    Иногда мы ощущаем, как к нам приступают невидимые убийцы, и разрушают все наше – имение, семью, карьеру, тело.
    Итак, первый род уклонения от христианства: «не хотели и пренебрегли» - это состояние тех, кто в Церковь не ходит и верит в Бога без причастия и богослужения.
    «Поля и торговля» в притче – это прах земной и суета. Прах земной – это все то, что у нас будет отнято болезнью, старостью или смертью. То есть карьера, здоровье тела, материальное благополучие, слава. Когда человек живет только ради праха, ему чаще всего не хватает времени ходить в храм. Если он и причащается, то и тогда он делает это только ради того, чтобы вернулось здоровье, богатство или удача в земных делах. Суета – это состояние духа, о котором Господь говорит: «се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лук.22:31). При суете наш ум даже в церкви во время молитвы занят только землей.
    Самая частая реакция такого человека на призыв ко причастию: схватить зовущих, оскорбить их, и убить их. Этим Господь показывает психологические приемы, как люди борются со своей совестью, то, как они пытаются убедить себя, что поступают правильно, а вот помыслы об исправлении являются блажью и фантазией. Более того, как раз правильный образ жизни кажется безумием, как говорит об этом апостол Павел (1Кор.2:14). В этой деятельности нам усердно помогают демоны.
    Вот почему мы часто находим множество поводов не причащаться. Говоря о причастии, речь идет о всей жизни, где само принятие даров – вершина, а исполнение заповедей - основание.
    Отвержение всего этого составляет крушение наше, о чем и говорит притча о брачном пире.
    Первый род душевного крушения начинается с того, что человек мнит о себе, что он может веровать в Бога, не ходя в храм, не причащаясь, а только имея Его в душе.

    Второй образ крушения души описан так: «сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Матф.22:13).
    Иногда, мы ощущаем то, что святые отцы называют нравственным беснованием, нечувствием, из-за которых мы не способны противиться злу, которое ощущается в нашем сердце, как кромешная тьма.
    Слуги из притчи – демоны и страсти. Руки и ноги – это силы души. Тьма внешняя – состояние бесчувствия и греха, которые становятся для человека геенной прежде смерти. Плач и скрежет зубов – состояние ума и сердца такого человека.
    Второй род крушения начинается с того, что человек приобретает себе ложное мнение о Таинствах, считая себя в Таинстве «соляным столбом», от чего рождается пассивное состояние человека, когда человек приходит на Таинство, участвуя в нем пассивно, механически – «только пришел и съел». Наихудшее проявление последнего заключается в магическом отношении к Таинствам, которое в настоящее время широко пропагандируется.
    Магическое отношение к Таинствам заключается в том, что человек, готовясь к ним, ищет правильных слов и ритуалов, чтоб приобрести себе возможность приобрести нечто, в чем он нуждается. В роли правильных слов и ритуалов чаще всего выступает «вычитывание, выстаивание» и прочие правила, с которыми любого неофита знакомят бабушки-старушки. А в роли желаемого результата выступают земные блага – здоровье, успех в делах и подобное этому.
    Человек воспринимает причастие, как некую таблетку, которую ему дают для решения его проблем. При этом человек относится к причастию точно так же, как и к таблетке, то есть принимает, не задумываясь о необходимости нравственной перемены в своей душе, которое изображается в притче о брачном пире в символе изменения одежды.
    Зачастую человек, который десятилетиями ходит в храм, даже не задумывается, как бесплодно его сердце, когда он готовится к причастию, видит умножающиеся скорби и нечувствие, недоумевает, но не находит в себе смелости связать это со своей небрежностью и самообльщением.
    Многие люди добиваются того, чтобы причащаться очень часто, не задумываясь, что суетная жизнь может не дать им возможности вовремя надевать на себя брачную одежду, как в притче о брачном пире.
    Таинство всегда остается для нас тайною. Причастие не может не принести человеку пользы, как бы он не причащался, лишь бы без диавольской дерзости Иуды, но наша беспечность может привести к тому, что польза от причастия может оказаться несколько иной, чем мы ожидали. Иногда те духовные и телесные бедствия, которые открываются в человеке после недостойного причастия, являются наилучшими плодами причастия для некоторых людей.

    Небрежное причастие, без подготовки и смирения заканчивается повреждением нашей души. От этого мы становимся во много раз хуже. Бог да избавит нас от этого зла и геенны, которая может открыться в душе нашей уже при жизни. Аминь.
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Неделя 14-я по Пятидесятнице
    продолжение лекции 02.10.13
    Литургия и подготовка к причастию здоровых взрослых:​


    В 14-ю неделю, то есть воскресный день, по Святой Пятидесятнице в церкви по уставу читается начало 22–й главы Евангелия от Матфея, где содержится притча о званных на брачный пир.
    Притча о брачном пире посвящена Церковным Таинствам, и в первую очередь, Святой Евхаристии или Литургии, которую называют «Браком Агнца».
    Слово «литургия» переводится на русский язык как «общее дело». Литургия это, с одной стороны, общее дело всей церкви, а с другой, – общее дело Бога и человека в исцелении человеческой души.
    Вся жизнь человека является Святой Литургией.
    Эта литургия началась в день накануне распятия Христова две тысячи лет назад, и не прекращается доныне. Мы входим на эту литургию в день нашего крещения с тем, чтобы уже никогда ее не покидать.
    Литургия, в которой мы участвуем, напоминает солнечный свет, который падает на землю, и делает ее способной рождать добрые плоды. Но свет солнца по-разному светит в разных местах нашей планеты, хотя солнце одно единственное.
    На экваторе свет падает под прямым углом. Поэтому там света больше всего. На полюсе свет проходит по касательной, поэтому там холоднее всего. Так и в нашей Литургии-жизни: сам момент причастия – это экватор. А вокруг экватора располагаются: богослужение утреннее и вечернее; правило, которое мы читаем перед причастием; молитвы утренние и вечерние; дни седмиц перед причастием и после причастия; и, конечно, вся наша жизнь семейная и общественная, наш труд и развлечения, словом, все места и времена, где мы исполняем христовы заповеди.
    Самая важная часть литургии – евхаристический канон, когда Дух Святый сходит на Дары, Хлеб и Вино, прелагая их в Тело и Кровь Христовы. С этим временем соединено причастие людей Телом и Кровью Христовыми, ради чего мы приходим на литургию.
    На полюсе, который далеко от экватора, но освещен все тем же светом, находится вся та же литургия – наша жизнь: семейная, общественная, трудовая. Вся наша деятельность: работа, развлечения, учеба, отдых и другое – все это часть нашей литургии, где мы встречаемся с Христом. Эти стороны нашей жизни не безразличны для нашего соединения со Христом. Если мы христиане только несколько часов перед причащением, тогда мы окажемся без брачного одеяния и изверженными во тьму кромешную.
    Но основным временем подготовки к брачному пиру является седмица перед причащением.
    Апостол Павел говорит: «Пасха наша – Христос» (1Кор.5:7). Всегда, когда мы едим Христово Тело и пьем Христову Кровь, мы становимся участниками Его Пасхи, в какой бы день года мы не причащались.
    Перед днем Пасхи есть Великий пост и Страстная седмица, которые нас готовят к Пасхе. Так и перед причастием Церковь установила время подготовки, в которое все подвиги, мысли, чувства Великого Поста и Страстной седмицы собираются в дни подготовки ко причастию.
    Страстная Седмица состоит из двух частей. Первые три дня мы всегда повторяем тогда, когда собираемся причащаться.
    Последние три дня Страстной Седмицы (Великие Четверг, Пятница и Суббота) и День Воскресения Христова – это само причащение, в какой бы день года мы не приступали ко причастию. Всегда, когда мы едим и пьем Святые Дары из рук Христовых, Господь сходит в преисподнюю нашей души, и воскрешает нас Своим Воскресением.
    Если причастие для нас Пасха, то время приготовления для нас – «Великий Пост». Чем слабее в вере и душевной крепости человек, тем в более продолжительном сроке человек нуждается для своей подготовки. Идеальным для начинающего является тот образ подготовки, которые преподносит каждому человеку Церковь, когда каждая грань подготовки ко причастию растягивается на целую седмицу одиннадцати недель подготовки к Пасхе: начиная от воспоминания иерихонских слепых, Закхея, мытаря и фарисея, до первых дней Страстной, когда прочитывается все Евангелие. Содержание первых трех дней Страстной седмицы, их связь с евхаристией, подчеркивается в ежедневном пении тех дней: «Чертог Твой Спасе вижу украшенный, одежды не имам, да вниду в онь, просвети одеяние души моея, светодавче спаси мя» - это дни, когда мы надеваем брачные ризы на свою душу, чтобы участвовать в брачном пире. Эти ризы «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:18). Это венец Великого Поста, и оживлять в себе его силу – подготовка ко причастию.
    Оно заключается в изменении человеческой души.
    В греческом языке выражение "изменение или преображение души" передается словом «метанойя», которое на русский язык переводится как "покаяние". Покаяние включает в себя такие части: изменение ума, изменение воли и изменение чувств.
    Что такое изменение ума? Это изменение предусматривает изменение мировоззрения. Это называется «верою».
    Вера начинается с того, что человек принимает Божественное Откровение в том виде, в котором Бог его передал через Своих апостолов и пророков, святителей и преподобных: в писании и догматах.
    Изменение воли можно передать словом «покаяние» в более обыденном смысле, то есть оно заключается в испытании своей совести в свете заповедей, уврачевании своих устремлений, образа своих дел и слов.
    Изменение чувств состоит в оживлении нашей души, которое в первую очередь проявляется голодом к благодати, что проявляется в стремлении, чувстве потребности в Таинствах, желании причащаться, жить со Христом, исполнять волю Божию.
    Оживление чувств проявляется в изменении своего отношения к ближним. Это видно в примирении с врагами и прощении обидчиков.
    Из этих четырех элементов (веры, покаяния, желания и примирения с ближними) состоит наша брачная риза, в которой мы идем на брачный пир Нового завета.
    Мы идем к Богу, как блудный сын, но Бог Сам ищет в нас хотя бы маленькой искры чистоты, чтоб соединиться с нами и умножить в бесконечной степени ту искру, которую мы сами в себе, но с Божией помощью, разожгли. Говорит Златоуст: «и последнего милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует». Приобрести эту малую искру наш долг, по-славянски – «пост». Если бы не требовалось от нас самих соработничества с Богом, но все бы зависело только от Бога, тогда весь мир превратился бы в рай, состоящий из послушных роботов. Но Бог есть любовь. Он зовет нас на брачный пир, предупреждает об опасностях уклонения от него и пренебрежения им, но спасти нас без нас Он не может.
    Бог в причастии ищет соединиться с нами в этой искре. Нет искры – нет причастия. И виноват в этом не Бог. Все Евангелие свидетельствует – Бог всегда дает нам Свои дары, когда мы их не достойны. Если мы забыли об этом, давайте посмотрим на Крест и вспомним, когда Бог нам его дал. Но … было бы на что изливать благодать.
     
  4.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Батюшка, а духовные бедствия только после недостойного причастия открываются? Имею ввиду что когда после Причастия ты чувствуешь не сильный прилив сил, а ,наоборот, видишь сколько в тебе страстей и как они все одновременно вылезли.

    Чего-то вообще страшно стало:(
     
  5.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Продолжение лекции №2
    Итак, духовная подготовка ко причастию включает элементы: веру, желание, покаяние и примирение с ближними. При отсутствии этих элементов, человек не может причащаться. Все внешние правила: хождение в храм, молитва, пост – только средства родить в душе изменения, «брачную ризу». Поэтому человек, который «все выполнил», может быть вполне чужд причастию, как и наоборот.
    Время подготовки ко причащению должно быть заполнено следующими занятиями:
    Первое – необходимо обновить свою веру. Человек, который считает, что причащается «просфорчкой с кагором», а не истинными Телом и Кровью Христовыми, причащаться не может. Человек, отвергающий хотя бы один из двенадцати догматов Символа Веры, также причащаться не может, как покинувший православную Церковь своим умом. Те, кто не верит в жизнь после смерти, или сомневается в том, что в этом мире есть только одна сила – Божья, и свои скорби считают происками колдунов, также нуждаются не в причастии, а во вразумлении.
    Частая современная проблема – это глубокое духовное невежество. Люди настолько мертвы душой, что им глубоко безразлично Божественное Откровение. Бог для них иди источник земной удачи, или грозный тиран, с которым лучше не сориться. И в таком темном свете человеку глубоко безразлично, кто он, этот выдуманный посторонний бог. У равнодушного к вере человеке любой догмат или слово Библии – рябь на воде, не проникающее в сердце, и не волнующее ума. Он со всем соглашается, даже не слушая, с чем соглашается. Он напоминает человека, который за монитором компьютера ставит флажок в конце вопроса: «соглашаетесь ли вы с условием использования данной программы»: «Да!!!» отвечает он, даже не прочитав.

    Сегодня часто слышишь нарекания на то, что подготовка ко причастию обременительна для начинающих христиан, и что в древности таких сложностей и препятствий не было. На самом деле, люди, которые делали первые шаги в христианстве, никогда не причащались. Первому причастию (следовавшим за крещением) всегда предшествовал длительный, не менее сорока дней период подготовки, который назывался оглашением.
    Не случайно притча называет причащение «брачным пиром». Можно ли представить такой брак, в котором невеста приходит «с улицы», даже не познакомившись с женихом? При этом множество соблазнов нашего времени, отсутствие правильных убеждений, нравственное варварство не являются поводом облегчать доступ людей, не знающих ничего о Христе, не имеющих никаких осознанных поводов к христианству, и от этого не способных «палец о палец» ударить ради своей духовной жизни. Наоборот – все это повод более серьезно отнестись к той подготовке, которую совершает человек «с улицы». Православная Церковь имеет достаточно много святынь, уровень которых ниже причастия, но которые подают весь предел желаний человека «с улицы» - здоровье, удачу и так далее. Это и антидоры, и просфоры, и святая вода. Нет никакой необходимости тянуть человека в грязной одежде души к причастию. Такому человеку нужны другие средства, и первое из них – научиться верить по Евангелию. Если мы сравниваем дни подготовки ко причастию с первыми тремя днями Страстной Седмицы, то не стоит забывать, что в эти три дня в Церкви по уставу прочитывается все Евангелие, чтобы вспомнить Заповеди Того, Кого причащаемся.
    Если человек причащается впервые (или впервые сознательно), эта седмица (или более) должна быть посвящена изучению вероучения православной церкви. Человек, который не осведомлен о содержании Евангелия, заповедей, Символа Веры, причащаться не может. Исключение: малолетние дети и тяжело больные люди. Для них причастие возможно при обещании, что, когда препятствие к исследованию истины (слабость из-за болезни, или младенческий возраст) пройдут, тогда человек наверстает упущенное и «воздаст вчетверо» (Лук.19:8).
    Готовясь ко причастию в первый сознательный раз важно узнать православное учение о том, Кто Такой Христос, зачем Он пришел, почему Его имя «Спаситель», чему Он учил. Невесте должно знать своего Жениха. Как говорит Павел «я знаю, в Кого уверовал» (2Тим.1:12). Поэтому причастнику, особенно тому, кто причащается впервые, надлежит узнать или вспомнить содержание Катехизиса, Закона Божия и начать изучать Евангелие.
     
  6.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    продолжение лекции №2
    Второе дело подготовки к причащению – оживить в себе желание причащаться.
    Для этого мы читаем молитвы ко причастию. Этому служит круг евхаристического богослужения. В этих молитвах (домашних и церковных) содержатся помыслы, чувства и желания святых причастников: Василия Великого, Семиона Богослова, Златоуста. Мы понуждаем в них свой ум и сердце обратиться к образу мыслей праведников. Это понуждение происходит тогда, когда мы вкладываем в свой ум слово за словом молитвенные прошения молитв ко причастию. При этом мы уподобляемся дереву, которое ставят перед огнем: оно от огня не только нагревается, но и может загореться.
    Рассмотрим евхаристический круг богослужений.
    Он состоит из девяти частей, которые в наше время группируют в четыре: утреннее и вечернее церковное богослужение и утренние и вечерние домашние молитвы.
    Центром этого круга является момент причащения на литургии. А вот начать его нужно с вечернего богослужения, которое является первой ступенькой к причастию. Оно имеет сложную структуру, само распадается на множество частей. В нем пространно раскрывается Ветхозаветное и Новозаветное учение о Домостроительстве Божием, которое является нашим спасением. Вечернее богослужение передает те же самые мысли, что и многие части литургии, но более подробно. Литургия эти самые мысли сильно концентрирует и ускоряет.
    То, что на вечерне излагается на протяжении часа, на литургии пролетает за несколько секунд. Вечернее богослужение – важная часть подготовки к Литургии. О вечернем богослужении и литургии можно сказать словами пророка Иеремии: «Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?» (Иер.12:5).
    Если мысль расширенная и многократно объясненная на вечернем богослужении не доходит до ума, как же она может мгновенно, подобно молнии осветить его во время литургии? Поэтому беспечно поступают те, кто вместо вечернего богослужения остается дома читать молитвы ко причастию, и тем более те, кто вовсе игнорирует это богослужение и занимается обыденными делами и развлечениями. Одна из причин установления традиции причащаться не чаще одного раза в неделю, и реже, связано с тем, что суетливая жизнь далеких от церкви людей не дает им возможности собраться душой и телом в том же самом вечернем богослужении без ущерба для их суеты. Попытка отказаться от вечернего богослужения чтобы чаще причащаться – не разумная.
    Утреннее богослужение в день причастия состоит из нескольких частей. В самом начале находятся Часы: Третий и Шестой. Во время их вспоминается сошествие Святого Духа на людей, с чего собственно и начинается принятие людьми спасения в литургии, и Христово распятие на Кресте, в чем мы в своем месте изгнания на земле видим Дерево Жизни с Плодом жизни, дающем нам возможность причащаться «божеского естества» (2Пет.1:4).
    Во время часов в алтаре совершается Проскомидия, где оживают все предсказания Священного Писания о Мессии.
    Поэтому недопустимо приходить на литургию позже начала часов. Особенно причастникам.

    Вслед за часами идет Литургия оглашенных, то есть та часть литургии, на которую призываются все люди: крещенные и не крещенные, грешные и святые, знающие о Христе и невежественные, слабые и сильные.
    Литургия Оглашенных имеет две части. В первой части люди приносят свои прошения о земных и небесных благах, то есть, например, чтобы у нас было здоровье, благополучие, долгая жизнь, мир на земле, и другие прошения. Во второй части совершается проповедь Нового Завета: чтение апостольского и евангельского поучения. Эти две части адресованы в первую очередь для «людей с улицы», начинающих христиан, у которых предел мечтаний – здоровье и земное счастье. Самое удивительное, что люди, которым это нужнее всего, чаще всего как раз и опаздывают на эту часть богослужения.
    После чтения Евангелия и Апостола и наших прошений, начинается Литургия верных. Она начинается с призыва: «Оглашенные, то есть те, кто не причащается, выйдите из храма». Люди, пришедшие в церковь после начала литургии верных, без каких-то исключительных причин, причащаться не могут.
    Литургия Верных состоит из двух частей. В начале Литургии Верных читаются особенные молитвы о причастниках. Эта часть заканчивается Великим Входом («Херувимской»), где собирание ума, воли, чувств человека должно достичь всей полноты. Этому посвящено все ее священнодействия, и молитвы.
    После Великого входа (то есть после «Херувимской») совершается воспоминание и благодарение за то спасение, которое Бог подал людям. Все это – сердце литургии.
    Отсутствие рассуждения (размышления, понимания) о содержании литургии описано Павлом: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29,30).

    Домашние молитвы правила (ежедневные и перед причастием) родились из двух церковных богослужений: полунощницы и повечерия.
    Эти богослужения имеют свое особенное содержание, значение и чинопоследование, но, по не совсем понятному обычаю, эти богослужения зачастую даже не известны широкому кругу прихожан.
    Наши вечерние молитвы – часть повечерия, утренние – полунощницы. Три канона повечерия (их чаще всего читают только три, хотя по уставу в некоторые дни их число доходит до пяти) и канон к причастию из последования ко причастию – это все ядро древнего повечерия. Молитвы к причастию вместе с молитвами утренними, наоборот, - составная часть полунощницы.
    Эти богослужения издревле часто совершались келейно, поэтому они очень сильно насыщены тем, что способно рождать глубокое размышление в тишине внутренней комнаты: телесной и духовной. В частности, там содержится ответ на вопрос, «зачем я причащаюсь?» Так как желание причащаться является каноническим правилом ко причастию, человек, который ясно не ответил себе и священнику на вопрос о своем желании и причине причащения, к причастию не допускается. Вот почему священник может не допустить ко причастию человека, который не читал этих молитв.
     
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    продолжение лекции№2
    Важным элементом является также покаянное содержание этих молитв с которого начинается третий элемент подготовки ко причастию.
    Главное содержание седмицы (а не только трех дней) перед причастием: примирение с ближними и покаяние. Вот почему в эти дни важно уклонение от развлечений и пост. Каждому причастнику Господь взывает: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Пс.45:11). Поэтому перед началом подготовки ко причастию, в субботу и неделю сыропустную, Церковь установила читать первые две трети 6-й главы Евангелия от Матфея, где начало подготовки изображено словами: «войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Матф.6:6). Молчание и собранность духа – важнейшее средство подготовки ко причастию. Поэтому люди, которые говорят о ненужности поста перед причастием, отнимают важное лекарство, которое тем важнее, чем менее крепок духом человек, который готовится к причастию.
    Не может быть нормальной подготовки к причастию без внутреннего безмолвия и сердечной тишины, и эта тишина рождается от воздержания, поста и молитвы.
    В притче о брачном пире говорится о том, что в нашей душе живут убийцы всякого помысла, зовущего нас на причастие. Эти убийцы описаны в Библии так: «поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). Дерево Жизни – это источник нашего причастия. Падший херувим – это сатана. Его обращающийся меч – это вся сила его помыслов. Как преуспевшие христиане боролись с этим херувимом в древности, без поста, современных церковных правил причастия, нам узнать сложно, но что в наше время, из-за глубокого нашего развращения, без поста и молитвы мы с ним не справимся, - это факт.
    Это средство подготовки ко причастию описывает Евангелие в благоразумном разбойнике, который был распят на Голгофе справа от Христа. До тех пор, пока в нас не возникнут такие же помыслы, как и в благоразумном разбойнике, наше покаяние еще не в должной силе. «Достойное по делам моим получаю», говорим мы, смотря на свои скорби. «Я не достоин войти в Царство Небесное», говорим мы, смотря на свои духовные успехи. Эти слова мы повторяем в начале Третьего антифона перед Малым входом с Евангелием. Эти же слова мы повторяем в конце Великого входа, который в народе еще называется «херувимской».
    Для того, чтобы такое настроение родилось в нас, перед Причастием имеется строгий пост, а также нам предлагаются различные занятия: чтение Евангелия, святых отцов, уклонение от развлечений, телевизора.
    Бывает, что человек перед причастием прочитал все молитвы, посетил все богослужения, постился, но оказывается совершенно неготовым к исповеди и причастию. Это бывает тогда, когда человек приходит на причастие, осознавая себя достойным и причастия, и его даров, которое оно сообщает человеку. Такое настроение не Евангельское, ведь подлинное настроение причастников описано в притче о блудном сыне, о мытаре и фарисее, в повествовании о жене сирофиникиянке, четверодневном Лазаре и во многих других. Мы же часто ощущаем себе в совсем другом настроении: «Боже хвалу тебе воздаю, что я не таков как прочие люди: каноны прочитал, пост соблюл, а согрешил, не больше чем другие, и не так как мой сосед, пьяница и дебошир».
    Таинство остается для нас тайною и в том смысле, что мы не можем судить, кто причащается достойно, а кто – нет. Формальные правила подготовки хорошо заметны. Поэтому чаще всего священник именно по ним определяет, можно ли допускать ко причастию человека или нет. Но, в то же время, все эти правила не столько говорят о внутреннем настроении человека, сколько о его смирении перед волей Церкви и усердии.
    От правильной подготовки ко причастию в нас должно родиться чувство недостоинства. Правильно для нас осознать, как много мы не смогли сделать. При этом речь не о непрочитанных молитвах или съеденных печеньях, а о душе нашей: как много тьмы, зла, злобы, немощи осталось в нашем сердце, несмотря на нашу упорную борьбу.
    Не раз в истории Церкви описана ситуация, когда частичка Даров, которую священник влагал в уста причастника, оказывалась взятой от него рукою ангела. Так люди, причащаясь у людей, у Бога остаются не причащенными. А потом люди удивляются и соблазняются, почему после Причастия их жизнь не меняется.
    Последнее (или первое) дело подготовки ко причастию – примирение с ближними. Не случайно первый возглас священника на литургии: «благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…», то есть Царство Бога, имя Которому – «Любовь». Придти к этому Богу, оставаясь в злобе на ближнего, не возможно. Мы начинаем молиться на литургии со слов: «миром Господу помолимся». До тех пор, пока наши отношения с кем бы то ни было омрачены обидой, нам не должно причащаться.
    Итак, да научимся готовиться ко причастию бережно, чтобы оно всегда нас преображало, наполняя сладостью Царства Небесного, в котором да пребудем всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь
     
  8.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Я написал наброски лекции №3: о причащении больных, о евангельском учении о синергии Таинств и о (связанном с этим вопросом) участии в Таинствах младенцев (и астенизированных больных, например, "стариков")...но никак не могу оформить во что-то нормальное. У меня нет на это времени....Я уже отложил на следующий год. Сейчас мои мозги заняты Неделей 18. А наброски подождут...

    Хотя в среду (когда у нас совершается школа-лекторий) я вышел к слушателем. Глянул. А там нет ни одного здорового. Так что я по ходу быстро лекцию переделал. Получился экспромт, зато о больных. Так что написанный вариант Лекции №2 произнесен не был. Был произнесен его сильно обрезанный вариант, но с большим дополнением из кусочков Лекции №3, которая собственно не написана.
    Если расскажите, как "заливается" в форум МР3, могу залить. Хотя лекция "бракованная". У меня стандарт 30 минут, а тут 43 минуты получилось.

    народу, вроде понравилось, я еще 2 часа отвечал на вопросы. Люди оказались все "с улицы". Удивление было в том, что все всё поняли правильно, как я говорил. Даже много запомнили. Хотя почти на все вопросы пришлось только повторить тезисы. Повторение - мать учения.
     
    Последнее редактирование: 4 окт 2013
  9.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Прочитала все на одном дыхании ...У меня уже отдельный файл из Ваших проповедей, и перечитываю их все как раз в дни подготовки к Причастию, помогают настроиться ( особенно перед каноном ).
     
  10.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.258
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Я так говорю! Но говорю о тех, которые постоянно живут во Христе, а не временами. Вы говорите о тех людях, которые считают себя православными, но Евхаристия для них временное явление, по этой же причине и нужно прилепляться отпавшим и не пребывающим во Христе. Как по мне, это не христианская жизнь, а попытка поработать двум господам.
    Человек в постоянстве Евхаристической жизни, не нуждается в возвращении в эту жизнь. Это как запрыгивание в движущийся вагон, нужно держатся за поручни, разгонятся и делать прыжок, но нужно это только тем, кто желает ехать в этом вагоне, но ещё не в нем, и напротив нет никакой пользы тем от этих действий (связанных с прыжком в вагон) которые уже в вагоне и не выходят из него и не собираются выходить.
    Человек, постоянно находящийся во Христе (чрез постоянное причастие), живёт полноценной церковной жизнью, и готовящийся принимать Христа, этим показывает что Его в нем и нет.... Т.е. получается какая то полнейшая ерунда и вынос мозга (лично для меня). Ведь не понятно, если человек причастился с верою что принял Христа в себя и сам находится во Христе, вдруг на следующее богослужение, которое может быть и на днях,снова готовится принимать, как не имущий Христа в себе. Человек, постоянно приступающий к Святой Трапезе, на самом деле участвует в Одной Трапезе, а не во многих, к которым нужно отдельные приготовление. Естественно, кто отпадает от этой Трапезы, тот должен возвращаться к Ней, чрез покаяние, пост, должное приготовление.
     
  11.  
    Игорь Войтехович
    Оффлайн

    Игорь Войтехович Мистер Доброе Сердце Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.638
    Симпатии:
    3.732
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Хорошо сказано:ay:

    Простите, о каких трех днях идет речь?
    А готовиться всегда тяжко, хоть и один день, да что день.. час. Ибо всегда находят искушения и зачастую как тать.Чуть отвлекся заботами быта и уже в ловушке. Это подвиг и дается он не легко и не всем. Но каждый христианин стремится его достичь.

    В какой одежде был Петр и в какой Иуда?
    В грязной наверное тот, кто принял Чашу из рук Царя, а после в себе сказал; -да ерунда все. Пойду заработаю 30 серебренников.
    А в чистой одежде и тот, кто пришел на пир, хоть и усомнился в искренности Позвавшего, но уверовал в Его искренность и покаялся в своем сомнении.
    Но и тот и другой был зван на брачный пир. Ибо:
    Званые даже на знали, что их пригласят, небыли готовы. В том и миссия, чтобы рассказать людям, что Господь нас всех призывает.
    Может поэтому притча о брачном пире наставляет нас не совершать тщательную подготовку, а осознать всем своим разумением, к Кому и зачем мы идем на пир?
     
  12.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный

    Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится
     
  13.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.258
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Т.е. вы себя унижаете, а я себя возвышаю, значит вы выше? Спорить не буду, куда мне о высотах помышлять. Впрочем я не гоняюсь за высотами вообще, мне важна жизнь со Христом, изменить себя с помощью Христа, а о высотах пусть другие думают, кому хочется возвышаться, мне это не интересно вовсе..
     
  14.  
    Игорь Войтехович
    Оффлайн

    Игорь Войтехович Мистер Доброе Сердце Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.638
    Симпатии:
    3.732
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Света, жизнь со Христом не есть возвышение себя. Скорее радость и смирение.
     
  15.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.921
    Симпатии:
    2.505
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Светлана Вам совсем не об этом говорила. Она попыталась ответить Вам на Ваш же вопрос, а Вы в свой адрес все восприняли.
     
  16.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.921
    Симпатии:
    2.505
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Именно об этом Светлана и пыталась сказать.
     
  17.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я только привела притчу из Евангелия, а Вы сами ее "одели" на себя .

    Просто в темах о Причастии Вы пишите как тот фарисей из притчи, осуждая всех остальных и ставя их ниже себя и называя не христианами , актерами и т.д. . А откуда Вы можете видеть что в сердце человека? Внешние действия и исполнение закона( как мы видим из той же притчи) не всегда оправдывают , т.к. важно расположение сердца, поэтому мытарь ( злостный нарушитель закона) и вышел оправданным.
     
  18.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Прежде всего это любовь к ближним, которая и породит радость .Нельзя идти к Чаше, любить Христа и при этом считать половину христиан , стоящих с тобой рядом в храме более великими грешниками , чем ты.
     
  19.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Светлана как раз точно и своевременно привела эту цитату.
    Как по мне (но это сугубо личное мнение) фраза:

    Выглядит несколько самонадеянно. Т.е. получается, что постоянное причастие = полноценная церковная жизнь = постоянное нахождение во Христе?
    А все остальные - в сад. Я и не знала, что человек сам определяет для себя меру достойности, подготовленности и т.д, и может утвердительно заявить, что мол я живу во Христе и мне не нужно, а вот отпавшие - должны. А кто они, эти отпавшие?

    Я конечно не сильна в богословских вопросах, и цитировать по памяти Евангелие и Святых отцов не могу, поэтому, если не сложно, объясните мне, неграмотной, где здесь смирение? И что же тогда фарисейство?
     
  20.  
    Сергей Д.
    Оффлайн

    Сергей Д. Миссионер форума

    Сообщения:
    2.649
    Симпатии:
    1.258
    Лучшие ответы:
    6
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне вот интересно, как человек может рассуждать о Христе правильно, не имея ума Христова? Ему говоришь одно, а он другое.
    Вы видите, по своей духовности, именно то в моих постах на сколько можете это понимать духовно. Вы понимаете их исключительно как слова гордеца и больше ничего в них не видите, Я считаю, что эта тема для вас как "высшая математика" для первоклашки, который постоянно утверждает что 5+5=10, а остальное от гордости.
    Когда я пишу "человек" то это не означает "Я" Хоть это понять можно?

    Сейчас эта притча звучит по другому, а смысл один и тот же:: "хорошо что я не фарисей как этот Сергей Д, а мытарша бьющая себя в грудь и стоящая в улу, я не горделивая, не надменная, не то что этот Сергей Д."
     
Загрузка...