Беснование. Капернаумский бесноватый (Лк4) Суббота 18-й седмицы

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 7 окт 2013.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Суббота Восемнадцатой седмицы. Лекция.
    Храм Всецарицы. Донецк 5.10. 2013.
    Освобождение капернаумского бесноватого.

    В субботу 18-й седмицы после Пятидесятницы в Церкви читается конец 4-й главы Евангелия от Луки, где повествуется об избавлении бесноватого человека в капернаумской синагоге от власти демонов.
    Содержание этого повествование таково: «Пришел (Иисус) в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди [синагоги], вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?» (Лук.4:31-36)
    Это повествование показывает нам один из видов действия злых духов или бесов в нашем мире.
    Кто такие демоны или бесы?
    Это существа, которые по своей природе являются ангелами, но произвольно избрали зло. Они имеют такие тела, которые мы называем духовными. Об этой форме тел говорит апостол Павел: «есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» (1Кор.15:40). По сравнению с нашим телом, тела ангелов – дух, по сравнению с Богом, Который Один есть подлинный Дух, они – грубая плоть.
    Ведические религии, мистика востока и запада знает много о «духе», но изучение свойств этого «духа» ведет нас к тому духовному веществу, из которого состоит плоть ангелов и демонов. Вот почему обожествление этого «духа» является язычеством и тонким материализмом.
    Тварные духи ограничены в пространстве и во времени, то есть не могут одновременно быть справа и слева, и на небе и на земле, как Бог (Иоан.3:13). Ограничен¬ность является признаком всего сотворен¬ного, в отличие от без¬граничности Бога, и является признаком вещества, например, такого тонкого, как тела духов. Только такой Дух является подлинным духом, Который Безграничный Бог, Которого Писание называет именем «Яхве», «Иегова», «Сущий». Писание это имя относит ко всем Трем Ли¬цам Пресвятой Троицы.

    Точно такое же устройство, как и ангелы, имеют и наши души.

    Демонов во вселенной больше, чем людей, и они очень активно участвуют в жизни мира, рождая и умножая в нем зло: страсти и помыслы.
    Сравнивая число всех потомков Адама, родившихся от нашего праотца за всю историю человечества, с небесным воинством, Господь говорит как об одном против 99. То есть, их огромное множество. Третья часть сотворенных духов, ангелов, обладая свободной волей, зло¬употребили своей свободой, и избрали зло.
    О том, как произошло превращение святых ангелов в демонов, пишет пророк Иезеки¬иль: «ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Бо¬жием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, хо¬дил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззако¬ния… внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согре¬шил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, из¬гнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез.28:12-17).
    В конце 4-й главы Евангелия от Луки (в истории капернаумского бесноватого) мы видим особенное действие демонов в мире, которое называется физическим беснованием.
    Беснование – это такое состояние, когда демоны начинают господствовать в человеке, входя в его тело, общаясь с его душой, не смешиваясь с нею.
    Кроме физического, существует еще нравственное беснование.
    Оба эти вида беснования случаются с человеком из-за того, что человек сам дает демону власть над собой. Об этом говорит сам сатана: он имеет в мире только ту власть, которую люди сами ему дают.
    При физическом бесновании демоны повреждают человека тем, что покрывают своим господством органы тела, через которые действует душа. Преподобный Иоанн Кассиан называет их «разуметельными». Преподобный Иоанн не уточняет, что это за органы, но мы можем предположить, что это наша нервная система, хотя это предположение условно.
    При демонском господстве человек теряет обладание над собой. Его душа смещается со своего престола, и в человеке начинает действовать демон владычественно.
    Иоанн Кассиан говорит, что только с тем человеком может такое произойти, кто произвольно позволяет демонам завладеть их умами и помышлениями. Обнажив их наперед от страха Божия, Божией памяти и духовнаго поучения. Тогда демоны смело нападают на таких людей, как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых, и, наконец, устрояют себе в них жилище, как в предоставленном им владении.
    При бесновании нравственном демон обольщает человека, подчиняет себе, пленяет его с помощью страсти, хотя не уничтожает человеческой свободы.
    В таком случае демоны не проникают в человеческое тело, но завладевает его помышлениями и умом. Такое беснование признается более страшным, так как первый вид беснования является телесным страданием, болезнью и крестом для человека, а не состоянием греха, чего нельзя сказать о бесновании нравственном.
    Телесное беснование является наказанием, но таким, которое препятствует человеку совершать грех, поэтому в нем есть благо для человека. Оно дает ему возможность спастись точно так же, как спасся благоразумный разбойник.
    Нравственное беснование часто остается неведомым для бесноватого. Такой человек не отличается внешне от окружающих, как это было с Иудой, но в душе его – ад и адский князь.
    Беснование может иметь разные степени. Такой вывод появляется при сравнении описания исцеления гадаринских бесноватых: мытарь (налоговый инспектор) Матфей ясно говорит о двух бесноватых, а врач Лука об одном. Это получилось из-за того, что второго бесноватого Лука даже не стал упоминать, потому что его беснование было мало заметным.
    Нравственное беснование присутствует в блуднике, который теряет всякую власть над своей похотью; в гневливце, который из-за ярости готов совершить преступление; в сребролюбце, который пьет свою или чужую кровь, ради нового автомобиля. Нравственное беснование – это алкоголизм, курение, наркомания.
    Нравственное беснование – это всякая страсть, которая пленяет человека.
    Например, уныние чувствует отвращение от духовной жизни. Ему скучно и неинтересно в храме, ему тяжело читать Библию, молиться. Печаль суетная вся в тоске. Она делает от безнадежия небо и траву серыми.
    Своеобразное беснование рождают и другие страсти: сребролюбие, тщеславие, плотское вожделение.
    Все мы пленены этими страстями в разной форме и в разной мере.

    Поэтому, когда мы читаем об избавлении капернаумского бесноватого, мы можем в этом бесноватом увидеть себя.
    Мы узнаем, во-первых, что Христос силен изгонять демонов. Он – власть имеющий. Он – Бог воплощенный.
    Ко Христу мы прикасаемся в любой вещественной святыне: в иконах, Кресте, Евангелии. Но наибольшую силу имеет прикосновение ко Христу в Таинстве Причащения, когда Христос входит во все наши составы, во утробу, в сердце. Если Господь не исцеляет человека, причастившегося Тела и Крови Его, то это говорит, что человеку полезно еще продолжить свою борьбу, противление страсти. Человек в борьбе с демонами напоминает глиняный сосуд в огненной печи: дольше постоит, крепче станет. Поэтому не нужно отчаиваться и терять веру, если Таинства, молитва, святыни не дают нам быстрого исцеления наших душ. Значит, нам еще нужно сделать что-то самим: противостать против помыслов помыслами, изменить образ жизни, удалиться от источника грехов.
    Второе, что мы видим: встреча со Христом произошла в субботу, в синагоге, во время богослужения.
    Так и нам не должно оставаться в воскресные и праздничные дни в своих домах, но надлежит спешить в храм на богослужение, даже если наше больное от действия демонов сердце не испытывает удовольствия от молитвы. Нам надлежит очищать наш внутренний храм: наше сердце, где наш таинственный священник, наш ум, мог бы совершать невидимое для мира, но видимое для Бога богослужение. Нам надлежит молиться дома, читать посильное по времени молитвенное правило, обращаться к чтению Святого Евангелия, Нового Завета, святых отцов.
    Принимая все эти средства, мы имеем надежду, что наша свобода вернется к нам, наши страсти будут побеждены, и мы будем в святости и чести служить Господу нашему всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
     
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    продолжение
    В субботу 18-й седмицы в церкви по уставу читают конец 4й и начало 5й главы 1-го послания Павла к Коринфянам. Содержание поучения таково: «Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. Как я не иду к вам, то некоторые [у вас] возгордились; но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости? Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.4:17-21; 5:1-5).
    Христианство – это не религия в обычном смысле слова. Христианство – это встреча человека с Богом. Но так как этот Бог – Бог Живый, то и христианство открывается, по объяснению Павла, «не в слове, а в силе» (1Кор.4:20). При этом речь идет не только о сверхъестественных действиях христианства в мире, хотя контекст нынешнего чтения в сочетании с повествованием о чуде в синагоге, именно таков. Главным действием христианства в мире является преображение того мира, который мы носим в себе: наших душ у тел. Чудеса, видимые миру сему, изменяют окружающий нас мир, являют власть над демонами, которые вне нас, хотя и могут входить в наши тела, не смешиваясь с нашими душами. Нет никакой пользы для человека «если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:26). Поэтому преображение всей Вселенной, превращение ее в рай, победа над всеми демонами не принесет человеку пользы, если в его душе останется тьма. Весь окружающий нас мир находится в руках Божиих. Поэтому говорить о том, что мы несчастливы из-за того, что мир устроен неправильно, что демоны сильны и тому подобное – хула на Бога. Если бы нам было полезно, мир преобразился бы мгновенно. Но в нашей душе Бог без нас делать не может. Поэтому все то, что нас окружает, оно, исходящее из рук Божией Премудрости, врачует зло, находящееся в нас. И христианство, растворяясь осознанно и произвольно с человеческим духом, являет свою силу в преображении человека. Внешние же действия христианства остаются внешними действиями Божиего Промысла, которые вне человека, и создают фон, внешние условия для нашего спасения, всегда равные себе, хотя выглядящие иногда противоположно: скорби, беснования, чудеса, исцеления.
    Об этом говорит сегодня Павел, что физическое беснование совершается по духовному закону: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5). Это нам важно помнить, чтобы мы искали не внешней победы над демонами, в которой возможен обман и иллюзия, но искали победы подлинной, внутренней.
    Для нас это важно осознавать, потому что в последнее время все более популярным становится практика вычитки бесноватых, или, как это называется по-латински, «экзорцизм».
    Что касается «вычитки» бесноватых, то необходимо заметить, что на протяжении более 15-ти столетий подобной практики в Православной Церкви не было. В истории было множество людей, которые одним словом или жестом изгоняли демонов, но никаких вычиток при этом они не проводили. Для этого есть несколько причин: это закон, показанный в книге Деяний на примере сынов Скевы – демона может изгонять только тот, кто победил его в себе. Объявить о своей способности к изгнанию демонов равнозначно объявлению себя бесстрастным и совершенным. Факт такого мнения о себе уже является признаком беснования.
    Еще в древности отцы часто замечали: люди, избавленные от физического беснования, чаще всего погружались в глубоко безнравственную жизнь. Физическое беснование часто было стеной, препятствующей совершать беззаконие. Исцеление от беснования «любой ценой» чаще всего заканчивалось глубоким духовным пленом таких людей.
    Если человек способен причащаться, то это означает, что Сам Христос входит в него и изгоняет тех духов, кого Он пожелает. Кто может сказать, что может сделать что-то лучше, чем Христос или знает лучше, чем Христос о потребностях данного человека?
    Демоны чаще всего включают экзорциста в свою злую игру, обольщая и губя такого человека. Это показано на примере того, как Иисус Навин покорил ханаанский город Гай. Тогда евреи изобразили себя побежденными, делали вид своего панического бегства только для того, чтобы выманить гайцев подальше от спасительных стен. И, как только хананеи оказались беззащитными, вернулись назад, и перебили всех. (Иис.Нав.8). Также повторилось при сражении у Гивы Вениаминовой (Суд.20). Так что когда демоны бегут от нас, нужно быть всегда очень осторожными. Не обольщают ли нас демоны? Поэтому экзорцисты, заклинатели демонов, вычитыватели бесноватых чаще всех других оказываются игрушкой демонов. Об этом мы должны помнить, смотря на сектантов, католиков и униатов, и не подражать им в их детских играх, но устремляться против демонов, живущих в наших душах, оставив демонов, находящихся вокруг нас, на волю Божию.
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Суббота Восемнадцатой седмицы. Проповедь.
    Храм Всецарицы. Донецк 5.10. 2013.
    Освобождение капернаумского бесноватого.
    В субботу 18-й седмицы после Пятидесятницы в Церкви читается конец 4-й главы Евангелия от Луки, где повествуется об избавлении бесноватого человека в капернаумской синагоге от власти демонов.
    В этом изгнании демонов Христос открывает Себя повелителем всякой плоти и всяческих духов. Помнить о существовании демонов и физического беснования для нас важно. Но для нас наибольшую актуальность имеет существование нравственного беснования, и те образы плена от страстей, в которых мы бедствуем во многие дни нашей жизни.
    Святые отцы группируют страсти, а вместе с ними и виды нравственного беснования, в восемь групп. Это совершается по притче Евангелия: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Матф.12:43-45).
    Нравственное беснование во всем повторяет беснование физическое. В полной мере наименование беснования принадлежит духовному плену, когда человек теряет всякую свободу перед лицом страсти и становится ее рабом. Но и другие степени действия страсти, такие как сложение или беседа со страстными помыслами, уже не являются свободой.

    Иоанн Кассиан описывает входные ворота для бесов так: прежде чем войти в человека, демоны завладевают умами людей и их помышлениями, обнажают их от страха Божия, Божией памяти и духовного поучения. Пример такого состояния мы видим в Иуде, который на протяжении долгого времени развивал в себе страсть сребролюбия. А сребролюбие превратилось в ядро той тьмы, которая привела Иуду в петлю.
    В истории освобождения капернаумского бесноватого мы видим, что большую роль в облегчении наших страданий имеют: Таинства, видимые святыни, праздники, молитва, храм. Это изображается так: во-первых, самое близкое наше приближение к Богу происходит в Таинствах, особенно причастии. А сегодня мы видим, как Господь избавляет человека. Избавление бесноватого произошло в синагоге в субботу тогда, когда он пришел совершать уставное праздничное богослужение Ветхозаветной церкви. Мы сегодня имеем большее: храм, в котором совершается Тайная Вечеря – Святая Литургия, День Пасхи, празднуемый каждую неделю, и подлинное Небесное богослужение, которое видел Моисей на Синае, и изобразил в бледных тенях богослужений Ветхозаветных.
    Но главное орудие нашей борьбы против демонов – это уврачевание наше произволения. Нам необходимо преградить демонам путь к нашей душе так, как говорит Кассиан. Все внешнее, включая здоровье нашего тела и физическое беснование, находится в руках Божиих, и только наше произволение в наших руках. При этом только сам человек способен что-то изменить в своем произволении. Бог без человека не способен этого делать.
    Нам необходимо по слову Кассиана врачевать свой ум, наполнив его страхом Божиим, памятью Божией и духовным поучением.
    Синонимом духовного поучения является «умное делание». Оно заключается в том, что человек внимательно вращает в своем уме, то есть многократно повторяет слово истинны, взятое из Священного Писания или святых отцов, и короткую молитву: молитву мытаря, молитву Петра, Иоанникия Великого или молитву Иисусову. Иногда молитва не очень короткая. Например, песнь Богородицы или Молитва Господня. В качестве поучения чаще всего используется некое изречение Господа из Евангелия, или подходящий стих из Псалмов. Многократное повторение этого поучения происходит по Евангельской заповеди: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лук.11:9). Повторение одного и того же – это стук в наше окамененное сердце. Не случайно здесь Господь дает наставление в такой форме, что описывается какой-то непрекращающийся процесс, а не «постучите один раз, стукните, - и вам отворят».
    Молитва нам необходима потому, что все злое в этом мире происходит из-за нашего превозношения. Поэтому для нас главным орудием в борьбе с нашим беснованием является – повергать себя пред Богом в нашей немощи. Святые отцы оставили нам много средств борьбы с демонами, но только этот способ для нас самый применимый.
    Мы совершаем это повергание себя в молитве.
    Для того, чтобы молитва была не простым механическим повторением слов, нам нужно ощутить себя погибающими, тонущими, потерянными. Для этого перед своими глазами нам нужно обнажить наши раны, которые нам надлежит оплакать. Эти раны: гнев, печаль и уныние, а вовсе не то, что мы чаще всего оплакиваем.
    Нам должно плакать не о наших телесных болезнях, а о той тоске и страхах, которые рождаются от болезней. Нам надо просить Бога не об исцелении тела, а об исцелении отчаяния, ропота и злобы, который обнаруживаются в нас от болезней. Некоторые телесные болезни – это всего лишь лакмусовая бумажка для обнаружения в нас наших страстей. А другая часть болезней тела – это мираж, тень несуществующего великана в нашем воспаленном воображении. Но эта тень в нашем сознании начинает свою реальную жизнь, убивая нас. Это выдуманный нами великан нашей болезни выходит из нашей фантазии и сжимает наше горло. Врачи называют это психосоматическими заболеваниями. Сюда относится 90% заболеваний, которые лечатся терапевтами. Эти психосоматические болезни сами по себе, например гипертония, или связанные с расстройствами, вызванными психическими проблемами, например, снижения иммунитета, нарушения обмена веществ, кровоснабжения, расстройство иннервации органов.
    Тело наше – для нашего сознания, нечто внешнее. Все внешнее в руках Божиих: например, здоровье нашего тела. Нам необходимо перестать хватать адскую ящерицу за хвост, а устремить все наши стрелы в ее голову. Демонам нравится бороться с нами так, чтобы мы их не видели. Мы боремся с тенями. Подлинные наши проблемы прячутся в стороне, а нам предоставляются верхушки айсбергов. Нам необходимо оставить Землю и устремиться к борьбе со страстями, которые не позволяют нам идти к небу. Тело же предать Богу… Не говорю, что молиться о земных утешениях не нужно: в церкви мы часто просим и о земных утешениях. Но смысл этих молитв в другом – мы исповедуем в них Того, в Ком видим источник нашего блага. Плоть ищет плоти, дух – духа. Даже в Новом завете, после сошествия Святого Духа, мы видим в Церкви множество людей плотских. Не удивительно, что и мы остаемся такими. Мы горячо желаем благ телу: здоровья, счастья, благополучия. Просить об этом не грех. Но видимость угрозы для всего этого – это и есть демонская уловка против нас. Это хвост ящерицы. Нам нужно всегда, памятуя о хвосте, бить в голову, то есть в те страсти, которые колеблются в нашей душе (наша душа подобна воде, а страсти – буре). Нам важно отслеживать страх, тоску, отчаяние, ропот, злобу в своем сердце. Они часто обнаруживаются от скорбей, чтобы бить в НИХ, а не в миражи земных проблем. Все земное наше – в руках Божиих, и только наш дух с его язвами без нас не уврачуется, а мы оставляем то, что Бог не может исцелить без нас, и молимся только о том, что и так хранится Богом.

    Не возможно разжать смертельный захват этого выдуманного монстра, не загнав его из реальности назад, в осознание нашей фантазии и не развеяв эту фантазию, как утренний туман.
    Огонь этого беснования погашается слезами. О нем нужно плакать в наших молитвах, и благодарить Бога за то, что телесными болезнями Бог нам вскрыл нашу подлинную болезнь. Этому принадлежат все наши акафисты, молитвы и обращения к Богу. Это та буря житейского моря, в которой мы ищем опоры на руку Христа.
    Да избавимся от этого зла, и да просветится свет Христов в Царстве Небесном в нас уже ныне, на земле, но и на вечные века. Аминь.
     
Загрузка...