Всем нам постоянно приходится наблюдать, как ранним воскресным утром, дачники спешат, боясь опоздать на электричку, хозяйки идут на базар, мужчины собираются на рыбалку, молодежь едет "на пикник" и т.д. А кто-то в выходной день решил просто отоспаться или сходить в гости. И только небольшая группа людей направляется в Храм, на встречу с Господом. Люди живут в своих мирках, грезах, к чему-то стремятся, чего-то добиваются, плачут и смеются, о чем-то рассуждают. И... грешат, грешат, грешат. Но все по разному. Кто-то никогда не читал Евангелие, в лучшем случае один или два раза побывал в Храме (когда крестился и венчался). А некто другой даже цитирует наизусть строки Священного Писания, нотолько выводы делает уж больно для себя удобные. А третий отчаянно бьет поклоны каждые несколько часов и знает наизусть Коран. Так кто же спасется? Кто будет теми самыми "избранными"? Или всем нам уготована дорога в ад? Конечно, надежда на спасение есть у всех, но кому будет легче спастись? Для кого Господь быстрее откроет двери? Для тетушки с рынка, которая так ни разу и не нашла времени открыть и почитать Библию? Или для многознающего грамотного баптиста, абсолютно убежденного в правильности выбранного им пути? Предлагаю порассуждать на тему: Что страшнее для человека? Неверие, то есть заблуждение или невежественность, незнание (в вопросах о вере и Боге)?
Вот у нас есть тоже дачники прихожане они на раннию уже в половину 8 служба заканчивается и они идут по своим делам
А правильно ли я рассуждаю, что неверное знание о Боге ещё страшнее, чем невежество. Ведь невежда может осознать свой недостаток и быть посвященным в Божию тайну, а тот, кто верит в ложь – не склонен к поиску. Он считает, что у него уже всё есть. Даже в обычной жизни тот человек, у которого нет карты, имеет больше надежды добраться до цели, чем тот, у кого карта фальшивая. И лучше попасть к ленивому врачу, который просто не лечит, чем к уверенному шарлатану. В последнем случае у больного просто нет шансов. Так и в деле богопознания, убежденный иноверец не способен без прямого Божия вмешательства увидеть свет. Так говорит Бог: «знаю твои; ты не холоден, ни горяч: о если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч, и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей; и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Апок. 3, 15-18).
Думаю сначала правильней будет прояснить понятия. Неверное знание о Боге может быть и невежеством и заблуждением, в зависимости от конкретной ситуации. Невежество может пониматься как неграмотность и как глупость и как нежелание приобретать знание. Поэтому в таких категориях вести обсуждение немного проблематично. А вот на счет тетушки с рынка, не самые лучшие прогнозы. Тот же баптист может быть намного ближе к Богу чем иные православные. А если человек за всю жизнь не предпринял попытки что-либо узнать о своем Создателе. Все же попытки Бога достучаться до него зарубал на корню, ссылаясь на сложные жизненные обстоятельства, нехватку времени и др., при этом на словах проявляя себя православным и даже по-своему отмечая религиозные праздники. То такому человеку будет тяжело после ухода отсюда. Но невежество в смысле неграмотности здесь непричем. В нашей Церкви есть достаточно невежественных в смыле грамотности святых. Безразличных же к Богу святых нигде не найти. Безразличие страшнее всего.
Незнание и заблуждение одинаково вредны и губительны! На раскаленную сковородку становиться нельзя! А если кто станет или по незнанию, или по заблуждению, - результат будет одинаково неприятным...
Печально, что многие из нас, а может и почти все, вначале становились на сковородку. Время нас держало в такой узде неверия... Хорошо тем, у кого родители или бабушки с дедушками хотя бы в памяти держали осколки воспоминаний о вере. А чаще всего, у нас у многих было атеистическое детство, юность и молодость. И все равно, какой была радость вырваться из неверия, как хотелось поделиться своими маленькими чудесами. Мы, наверное, были дикарями в глазах людей воцерковленных и невежами и попросту говоря "слонами" в стекольной лавке. Одни из нас далеко ушли в своей вере, а другие ушли хлопнув дверью Храма. И какое счастье, что некоторые остались просто в своем невежестве прислушиваться, а что там поют так красиво, а что там делается за Царскими вратами, а где Бог живет в Церкви. Они остались и таких любопытствующих невеж много среди прихожан Церкви. Теперь их врядли назовешь невежами.