Наполненность пустотой...

Тема в разделе "Вопросы аскетики и духовной жизни", создана пользователем Протоиерей Алексий, 28 окт 2014.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Кратко, что же собственно в тексте понималось под пустотой, и под наполненностью ею.
    Пустота изображена в притче о Сеятеле. Бог - источник благодати. Но человек может сделать так, что благодать не останется в его сердце. И тогда он будет пуст.

    Дальше я начну с крайнего случая.
    Вот два места писания о пустоте:
    " Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Матф.23:37,38).
    Эти слова Феофан Затворник отнес к людям, которые "плохо" причастились. Или здесь (об Иуде): "В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой" (Деян.1:20).
    добавлено: 28 окт 2014
    Мы видим три способа появления пустоты в душе: небрежность, беспечность и "терние".

    Небрежность в притче названа "неразумением" ("ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его" (Матф.13:19).
    Здесь мы видим указание на один из смертных грехов в изложении апостола Павла: "как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды .... безрассудны.... Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют" (Рим.1:28-32). В первом случае взято греческое слово "синИми" - разуметь, понимать, узнавать, познавать. А во втором случае его форма с отрицанием: "асИнетос": неразумный, безрассудный, непонятливый, несмышленый,
    неразумный, безрассудный, непонятливый, несмышленый.


    Смертным это безрассудство является потому, что оно - железобетонный панцирь, который не впускает в человека Жизнь, и от этого человек становится "пустым от Жизни" - то есть мертвым.
    добавлено: 28 окт 2014
    Небрежность в сочетании с тернием мы вспомним в следующее воскресение (кстати, все обратили внимание что в это воскресение читали притчу о Сеятеле Неделя 21 - Лк8) в Притче о Богаче и Лазаре. И мы видим, как человек, которые не убил, не украл, не прелюбодействовал, читал Библию, верил в Бога, ради небрежности и терния сначала стал немилосердным (на земле) а потом страдающим в геенне.
    добавлено: 28 окт 2014
    Грубо говоря, пустота - это "недополученная прибыль" в купле благодатного Жемчуга (Матф.13:45,46). Но, в Третьей книге Ездры это названо мучением ада.
    добавлено: 28 окт 2014
    Это особая пустота.
    В Библии Бог назван Сущим (Яхве-Иегова). То есть - безбрежное море сущности. Он - ЕСТЬ, СУЩЕСТВУЕТ. Он - полнота бытия.
    Противоположностью Богу изображены идолы. Я удивился тому, что в еврейском языке собственно не было слова "идол" (кумир - то есть чурбан, предмет обихода, был, а вот идол, как предмет религиозного, духовного влечения, не было). Вместо понятного "идол", использовалось слово - "ничтожество, пустота, тот, кого нет".
    Тенью этого является книжное (фарисейское) у Павла: "мы знаем, что идол в мире ничто" (1Кор.8:4). Если взять грубый пример: Бог - эта вся полнота спектра электромагнитных колебаний. А полное отсутствие энергии - черный цвет.
    Пустота - это не просто "недополученная выгода" - это уклонение на сторону небытия. Вот в испытании этого и происходит суд на мытарствах: по подобию. Человек сам избирает себе место - пустота (тьма) к пустоте ("идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Матф.25:41).
    добавлено: 28 окт 2014
    Взаимоотношение человека с этой пустотой не простое. И пустота может наполнять человека.
    Притча о плевелах: Матф.13:24-30
    Здесь пустота изображена не как некое отсутствие чего-то, но как вполне осязаемая прибавка - плевелы, сорняк. То есть это нечто динамичное и осязаемое в человеке. Она подобна закваске: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. (Лук.12:1). Она - закваска смерти. Если благодать и жизнь сравнивается в закваской, проникающей три меры муки (дух, душу и тело - части человеческой личности), то и к пустоте, тьме, злу мы можем отнести то же. Тьма проникая с духа, убивает тело.
    добавлено: 28 окт 2014
    Это был крайний пример.
    добавлено: 28 окт 2014
    Такая пустота действует во всем. Наиболее легко ее изучать в проблемах душевной (кровяной) жизни. Тогда она выплескивается в целый ряд психологических (и даже психиатрических) состояний. Из-за нее люди пьют, бьют, разводятся, не находят место, устраивают революции, совращают малолетних, идут убивать, грабят, ссоряся в семье, уничтожают себя, печалятся, ропщут, отчаиваются. Эта пустота в психосоматике ("болезни от нервов") и в кликушестве (бытовое понимание беснования)
    добавлено: 28 окт 2014
    О малых формах пустоты можно говорить только с рассуждения. Они в отношении полов, телевизоре, видеофильмах, комп.играх, интернет общении и др.
     
    -Людмила-, Калерия, OlegMKS и 5 другим нравится это.
  2.  
    Ольга Тгнр
    Оффлайн

    Ольга Тгнр Мисс Белые Ночи

    Сообщения:
    1.076
    Симпатии:
    2.892
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо. У меня еще пустота ассоциируется с притчей, где из человека выходит бес и ходит, скитается, а потом возвращается назад и находит, что чисто и прибрано. У меня это "чисто и прибрано" ассоциируется с "пусто".
     
  3.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Как-то у меня нет.
    добавлено: 28 окт 2014
    У меня слово о той пустоте создает другую ассоциацию.

    Католическую икону святого легко отличить от православной. В католической благодать, помазание Святого Духа (символ=нимб-глорификация) изображается как круг, который витает над головой. У православной иконы - нимб часть лика.

    Это различие учение о человеке, спасении и благодати.
    Католики говорят о существовании "чистой" человеческой природы, в которой благодать является "довеском", а в православии - сердце природы человека - благодать. Поэтому православные человека без благодати называют мертвецом. А у католиков есть допущение существование "чистой" природы. Вот она-то хорошо изображена в Мф12.
     
    -Людмила-, Ольга Тгнр и Тамара нравится это.
Загрузка...