О богословии протоиерея Александра Меня

Тема в разделе "Богословские вопросы", создана пользователем иерей Павел, 26 фев 2010.

  1.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Комментарий Ваш не удалю, а вот ссылку пришлось удалить. те из форумчан, кто захочет ознакомиться с приведенной Вами статьей легко найдут ее через поисковик по автору - Сергей Антиминсов. Обличительная статья так называемого протоиерея Сергия Антиминсова Настолько же необъективна, насколько и пропитана злостью. Настоящий ее автор протоиерей Владимир Волгин, бывший алтарник в храме у отца Александра Меня, из образования имеющий в своем запасе лишь кинотехникум, позволил себе рассуждать на темы в которых совершенно ничего не понимает. Причем с нескрываемой злостью. Возникает вопрос зачем? Мое мнение таково. Как раз в те годы у о Александра обострились отношения с гос безопасностью, как у человека пытающегося писать на религиозные темы и проповедовать в стране, в которой это в принципе запрещено. Обличительная статья от светского ученого не дала бы должного эффекта. КГБ нужна была именно церковная статья. Вот она и появилась. Случайность? Как много было в Советском Союзе таких случайностей.
    В статье столько богословских ошибок, голословных обвинений и просто бреда, что хватит на целый том опровержений. Этим трудом я заниматься не буду - незачем так бесполезно тратить время, а приведу лишь краткий ответ самого протоиерея Александра Меня , который он изложил в двух письмах своему незадачливому обвинителю.

    "Протоиерей Александр Мень
    В.В. январь 1984

    Получил я, отче, Ваше — такое странное послание и глубоко огорчившее меня — письмо. Прежде всего, должен попросить у Вас прощения; наверно я чем-то невольно обидел Вас, иначе непонятны мне его содержание и тон. Вы отчитали меня, словно архиерей — начинающего клирика, причем — в заведомой уверенности, что «моя деятельность подрывает основы Православной Церкви» (для Вас вопрос лишь в том, как Вы сами ясно выразились, насколько это сознательно). Подобный «приговор» привел меня в крайнее изумление. Столько лет мы были рядом. Вы читали мои книги, знаете, что для многих людей они были полезны, в смысле их утверждения в вере (конечно, не по моим заслугам, а по благодати); а теперь все неожиданно перевернулось. Из тысяч написанных мною страниц Вы выискиваете именно те места, которые кажутся Вам «неправославными». Такого предвзятого подхода я не встречал даже со стороны неверующих. И это именно сейчас, в тот момент, когда нам нужно духовно сплотиться, а не устраивать «охоту на ведьм», подозревая друг друга в «неправославии».

    Еще апостол говорил, что надлежит быть различиям во мнениях (1 Кор. 11, 19), но разве должны они вести к моральной инквизиции?

    Я доверчиво и с дружеским расположением посылал своих духовных детей посещать Вас, Вы же, как мне стало известно, настраивали их против их духовника. Какой смысл заверять в любви, если тут отсутствует даже элементарный братский такт? Вы - быть может и справедливо - указываете, что некоторые из моих прихожан стоят не на достаточной высоте. Но вправе ли мы, священники, попрекать друг друга такими вещами? Как бы звучали в моих устах подобные упреки, обращенные, например, к отцу Н. или к отцу И. в связи с Вашим образом жизни всего несколько лет тому назад? Вы, как и многие - были небезгрешны, но они-то не могли за все нести ответственность. Когда-нибудь, когда Вы испытаете все тяготы и огорчения пастырства, Вам будет стыдно своих упреков. Не понял я Ваших загадочных намеков на то, что Вы почему-то присвоили себе право грубо вмешиваться в мою пастырскую педагогику, в которой Вы еще весьма мало искушены.

    Совершенно несправедлив Ваш упрек, будто я пишу в ущерб приходской работе. Кто-кто, а Вы отлично знаете, что я уделяю внимание не меньше тех моих собратьев, которые вообще ничего не пишут. Почему не обличаете священников, которые просто не желают общаться с прихожанами (а таких немало), а обрушиваетесь именно на меня? Какие чувства Вами движут?

    Кому дано писать, кто давно получил на это благословение — обязан делать это. Писание есть часть пастырской работы, ее продолжение. Слова зачастую улетучиваются, написанное — остается. Если бы литературно-богословский труд был несовместим с пастырством, Отцы Церкви, к которым Вы все время апеллируете, ничего не писали бы. И подают пример всем имеющим призвание.

    О Библии и ее толкованиях можно сказать многое. Но это я отложу до отдельного письма т.к. в одно столь обширная тема не уместится. Не знаю, впрочем, есть ли смысл вообще писать. Вы ведь уже считаете себя настолько компетентным, что производите безапелляционный суд над человеком, который посвятил этому делу 30 лет жизни и третий десяток лет служит у престола. Все это остается для меня загадкой. Не знаю, в чем моя вина перед Вами. Вам ведь известно, что и у отца Н., и у отца Д., и у отца К., и др. были и есть свои собственные, весьма спорные взгляды, но их Вы почему-то не выбрали мишенью для разноса.

    Итак, до следующего письма.

    Протоиерей Александр Мень"
     
    Просто Оксана нравится это.
  2.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    И второе письмо отца Александра:

    "Отвечаю Вам, отче, на некоторые Ваши недоуменные вопросы, связанные с Библией и святоотеческими ее толкованиями. Делаю это, в основном, для того, чтобы показать, что мой взгляд на предмет не есть нечто новое, а существовал в Церкви и прежде.

    1. Все мы верим, что Библия, включая ее ветхозаветные разделы, есть Слово Божие. Но только ли Божие? Должны ли мы считать, что священные авторы писали как бы «под диктовку Святого Духа»? Такой подход к боговдохновенности встречался у некоторых иудейских комментаторов и ряда ранних церковных писателей. Однако в целом он не был принят святоотеческой экзегезой. Например, согласно блаженному Августину, в Библии Бог «через человека говорит по-человечески» (О Граде Божием, 17, 6). Святитель Иоанн Златоуст указывает, что Бытописателем допущено «снисхождение к обычаю человеческому» (Беседа на Бытие, III, 3). Сам Господь Иисус объяснял, что допущение развода не выражает воли Божией, а есть уступка человеческому «жестокосердию» (Мф. 19, 8).

    Святые Отцы неоднократно подчеркивали различие в стиле, языке и характере у боговдохновенных писателей. Так, по словам блаженного Иеронима, «Иеремия кажется грубым в сравнении с Исаией и Осией» (Толкование на Исаию). Иными словами, священные авторы Библии, передавая нам Откровение Божие, не утрачивали при этом своих личных особенностей и черт, которые наложила на них эпоха.

    Далее священные авторы черпали не только из непосредственного озарения, а также из преданий и литературных источников, которыми они располагали. Например, в Исторических книгах есть цитаты из писаний, которые до наших дней не дошли, - эпоса и летописей (в частности, см. Ис. Нав 10, 12; 2 Цар 1, 18; 2 Ездр 2, 3-7). Напомню, что и святой Лука приступил к своему Евангелию «по тщательному исследованию всего сначала», учитывая труды «многих», кто прежде него писал о Христе.

    Среди источников, которыми пользовались ветхозаветные мужи, могли быть предания, сохранившие сведения о событиях далекого прошлого в поэтической форме, а не в форме строгой фактографии. Пример: в сказаниях Книги Даниила говорится, что преемником Навуходоносора был персидский царь Дарий, между тем из документов теперь известно, что ему наследовал вавилонянин Набонид; Дарий же воцарился полвека спустя. Но это нисколько не умаляет духовного и богословского смысла сказания.

    В Православной Энциклопедии, выходившей с разрешения церковной цензуры, признается «присутствие разного рода неточностей - исторических, хронологических и топографических - равно и разногласий у священных писателей» (т. 2, с. 736). Этот факт свидетельствует, что по примеру Божию, им было дано быть подлинными соавторами Духа, сохранившими все особенности своей человеческой природы. Мысль о богочеловеческом характере Священного Писания была сформулирована на I Конгрессе православных богословов в Афинах (1936), в частности в выступлениях представителей Элладской Православной Церкви, архимандрита Антониадиса и патриарха греческих библеистов проф. Василиоса Велласа. А представитель русских богословов Борис Иванович Сове (см. о нем в «Богословских Трудах», 4) говорил на Конгрессе следующее: «Механически буквальное понимание боговдохновенности священных книг - достояние иудейского и консервативного протестантского богословия - не может быть защищено православными богословами как уклоняющееся в своего рода «монофизитство», а должно быть исправлено в свете Халкидонского догмата о богочеловечестве. Участие в написании Библии человеческого элемента с его ограниченностью объясняет особенности ветхозаветных книг как исторических источников, их ошибки и анахронизмы, которые могут быть исправлены внебиблейскими данными, обогатившими, особенно в последние десятилетия, историю Древнего Востока. Ложный апологический взгляд на Библию как на энциклопедию исторических и общественных наук должен быть оставлен. Ветхозаветные боговдохновенные писатели - прежде всего богословы и законоучители. С этой точки зрения надлежит рассматривать учение о творении мира, о всемирном потопе и т.д. Ценность Библии в ее богословии» («Путь», № 32). Тот же взгляд был высказан на торжественном Акте в Свято-Сергиевской Духовной академии (февраль 1944 года): «Поскольку и святоотеческая мысль утвердила положение о полноте действия естественной человеческой психики и об отражении ее в самих писаниях священных авторов, постольку догматически оправданы и узаконены те методологические операции над текстом и содержанием Библии, которые требуются научным знанием. Критическая работа тут уместна потому, что она прилагается к подлежащему ее ведению человеческому элементу: он здесь полностью дан.

    Дан, ибо Библия не только слово Божие, но и слово человеческое в их гармоническом сочетании, точнее - слово богочеловеческое» (А.В.Карташев. О ветхозаветной библейской критике. Париж 1947. С.72).

    Этот земной, человеческий аспект Писания изучает наука исагогика, в сферу которой входит текстуальная, историческая и литературная критика.

    Но может быть Святые отцы вообще отвергали науку и мы поэтому не имеем права использовать ее данные для толкования и изучения Библии? Такое мнение существует, но оно не находит подтверждения у самих Отцов.

    2. Одной из особенностей святоотеческого учения является рецепция, принятие всего ценного, что содержится в науке, философии и вообще - культуре. Если для первых поколений христиан вопрос об отношении веры и культуры не стоял вовсе, поскольку ожидался скорый конец мира, то уже начиная с II века Святые Отцы, тем не менее, признавали в ней и нечто ценное. Святитель Феофил называл Платона «мудрейшим из эллинов» и находил у него созвучие с христианством (К Автолику, 3, 17); такое же мнение высказывал он относительно греческих трагиков (2, 36). Святой Иустин Мученик указывал на «согласие» ряда философских и научных положений с христианскими взглядами (I Апология, 20). Большинство апологетов даже разъясняют основы веры «по началам философским, вместе с тем удерживают верность откровенной истине» (еп. Филарет. Историческое учение об Отцах Церкви, Т. 1, с. 72).

    В связи с вопросом о вере и знании Климент Александрийский писал: «Мне хорошо известны настойчивые речи невежественных и робких людей, полагающих, что нам надо больше пользоваться теми главнейшими факторами, на которых покоится вера, и проходить мимо всего, лежащего вне ее... Другие полагают, что философия влилась в жизнь из дурного источника и изобретена злым существом во вред человеку» (Строматы, 1,1, 10). «Некоторые воображают, - говорит он далее, - что умно делают, когда не хотят изучать естественных наук и не желают иметь дела ни с философией, ни с диалектикой, а только простой и чистой верой удовлетворяться. Это все равно, как если бы они утверждали, что никакого ухода за виноградной лозой не нужно, а достаточно только насадить ее, чтобы иметь с нее гроздья». (Там же, 1, 7, 9). «Разумная вера делает человека другом Божиим» (там же, 1, 6).
     
  3.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот почему большинство Святых Отцов и Учителей не погнушались получить высшее образование в тогдашних языческих школах (свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, свт. Иоанн Златоуст и мн. др.). Мало того: они не считали это своим исключительным правом. Так, святитель Василий советовал христианским юношам читать и изучать языческую литературу (Беседа 23. «К юношам о том, как получить пользу от языческих сочинений»). Сам святитель широко пользовался трудами Аристотеля, Плиния и других натуралистов, описывая животный и растительный мир в своем «Шестодневе». При этом он, естественно, остался в тех границах, которые имела античная наука (в частности, следуя Аристотелю, он считал, что мыши, жабы и насекомые могут самозарождаться из тины, IX; а блаженный Августин отказывался верить, что люди могут жить на противоположной стороне Земли). Это не может принудить нас сегодня вернуться к научным представлениям греко-римской эпохи только потому, что их разделяли Отцы Церкви. Но зато они завещали нам самый принцип допустимости включать в богословское осмысление веры данные науки1).
    ------------------------------------------------------
    1 - Характерна еще одна особенность святоотеческих писаний. Обращаясь к внешним и новоначальным, она апелирует к их опыту и понятиям, очень редко ссылаясь на церковные авторитеты. У апологетов - М.Феликса, Афинагора, Мелитона и др. - мы почти или совсем не находим цитат из Писания.

    Сами Святые Отцы проделали огромную работу по исагогике Писания, уточняя подлинный текст, сравнивая переводы, решая проблемы авторов священных книг, в то время как эти книги уже давно были признаны каноническими (например, труды Оригена, блаженного Иеронима, блаженного Феодорита).

    Должны ли мы просто копировать святоотеческую исагогику? Или же, по образцу естественных наук, ориентироваться лишь на самый принцип? «Если мы считаем писания святых Отцов свидетельством истины, - отвечает один из современных богословов, - нам следует пребывать с ними в духовной преемственности. Это отнюдь не означает, что мы должны слепо повторять все, что написано у св. Отцов, а скорее предполагает усвоение некоторой внутренней логики, интуиции, последовательности развития святоотеческой мысли» (прот. И.Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие, с. 10). Святые Отцы, как пишет А.В.Карташев, «не были магами и чародеями в области научного знания. Они, да и не только они, а даже наши ближайшие предки, например, даже богословы XVIII века, не могли знать тех бесчисленных фактов, которыми нас обогатили XIX и XX века, века многочисленных археологических раскопок» (Цит. соч., с. 76).

    3. Для нас в первую очередь важны не конкретные выводы патриотической исагогики, а сама возможность обсуждать датировку, авторство, состав и источники священных боговдохновенных книг. Следует при этом подчеркнуть, что Святые Отцы и Учителя допускали в данной научной области большую широту и свободу мнений, поскольку наука не может затрагивать догматической истины боговдохновенности. «Авторитет священных книг, - пишет отец С.Булгаков, - зависит отнюдь не от исторической точности надписания их авторов, но от церковной оценки содержания этих книг» («Два града», т. 2, с. 53). Туже мысль, по-другому выразил А.С.Хомяков, говоря, что если бы доказали, что Послание к римлянам написано не апостолом Павлом, Церковь сказала : «оно от меня».

    Вот несколько примеров того, сколь неодинаковы были взгляды Святых Отцов на происхождение ветхозаветных книг.

    Блаженный Иероним считал, что часть Пятикнижия написана Ездрой (О Приснодевстве Богоматери). Он же думал, что Книга Иисуса Навина составлена им самим, в то время как блаженный Фео-дорит делает вывод, что книга написана «не самим Навином, а кем-то жившим позже» (бл. Иероним. Поел. к Павлину; бл. Феодорит. Толкование на Ис. Нав. Вопр. 14). То же говорит блаженный и о Книге Судей (Толк. Вопр. 2). Блаженный Иероним приписывает Книги Царств Самуилу и Ездре, а святитель И.Златоуст и святитель Афанасий - Самуилу, Нафану, Гаду, Исайе и др. пророкам (см. их Синопсисы к Ветхому Завету). Некоторые Отцы приписывали Книгу Иудифь ей самой, иные — Ахиору, иные — Елиакиму и т.д. Не сложилось единого мнения относительно авторов Товита, Есфири, Иова, Паралипоменона. Преосвященный Филарет Рижский, изучив разнообразные мнения Святых Отцов и др. данные, пришел к заключению, что вопрос об авторе Екклесиаста «остается открытым» (Еп. Филарет. О происхождении книги Екклесиаста. Киев, 1885, с. 21). Одни Отцы считали, что Премудрость писал Соломон, другие это отрицали.

    Примечательно, что Святые Отцы распространяли подобную широту исагогических исследований и на Новый Завет. Так, святитель Дионисий Великий, сравнивая Откровение и IV Евангелие, пришел к мысли, что они написаны разными лицами. Он признавал священный авторитет Апокалипсиса («Я не осмелился бы отвергать эту книгу»), но указывал, что между ним и другими Иоанновыми писаниями слишком много различий, чтобы их мог написать один автор. «И самый язык, - пишет святитель, - оправдывает предположение о различии Евангелия и посланий от Откровения. Первые написаны не только без ошибок против греческого языка, но и с особым изяществом в выражениях... Я не отрицаю, что и тот, кто видел Откровение, получил ведение и пророчество, но вижу, что речь и язык его не чисто греческие, но смешаны с речениями иностранными и по местам неправильными» (свт. Дионисий Великий. Творения, с. 27-28).

    Замечу, кстати, что ряд книг, авторы которых считались известными и которые высоко чтились (Кн. Еноха, Псалмы Соломона, Вознесение Моисея и др.), были отвергнуты Церковью и признаны апокрифами. Это еще раз подтверждает, что каноничность устанавливалась не по имени автора, которое стояло в заглавии книги.

    4. Продолжая труды Святых Отцов, христианская исагогика достигла немалых результатов по уточнению датировки, авторства и состава священных книг. В частности, возникла целая школа православных экзегетов, которая достаточно убедительно показала, что авторство Моисея, Давида и Исайи следует понимать в расширительном смысле. Они - авторы по духу, носители исходного Священного Предания. Пятикнижие, Псалтирь и Книга Исайи по праву носят их имена. Но в прямом смысле они лишь положили основание этим книгам, которые были дополнены другими боговдохновенными мужами - пророками и мудрецами.
     
    Просто Оксана нравится это.
  4.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Основателями этой школы можно считать С.Трубецкого и акад. Б.А.Тураева. Тураев преподавал в духовной школе, принимал участие в Богословской Энциклопедии, был членом Поместного Собора Русской Церкви 1917-18 годов. Никто никогда не ставил под сомнение его верности православию. В его главной книге «История Древнего Востока» мы читаем: «Приписывание отдельных библейских книг определенным авторам во многих случаях надо понимать не в нашем, а в восточном смысле. Восток не знал литературной собственности; индивидуальность творчества и авторов в почти современном смысле с достаточной ясностью проявляется лишь в книгах пророков» (т. 1,с.6).

    На этих же позициях стоял и профессор МДА И.Д. Андреев и отец А. Ельчанинов - один из выдающихся православных писателей и пастырей нашего времени. Свои взгляды на Ветхий Завет он высказал в книге по истории религии (1910), которую он написал в соавторстве с Флоренским и Булгаковым. И, наконец, эти исагогические выводы были положены в основу курса по Священному Писанию, который читался в Свято-Сергиевской Духовной Академии, где его излагали - устно и письменно - такие видные православные библеисты, как А.В.Карташев и ее ректор - протопресвитер Алексий Князев. Сегодня концепции этой школы стали господствующими. Сегодня нет ни одного православного (и католического) библеиста, который имел бы другие взгляды. Над этим стоит задуматься тем, кто упорно отрицает данные современной библейской исагогики (я не говорю о баптистах, которые продолжают стоять на позициях старого фундаментализма).

    5. В заключение коснусь вопросов экзегезы. Существует ли единое святоотеческое толкование Ветхого Завета?

    На уже упомянутом Конгрессе православных богословов было указано, что Святые Отцы «имеют огромную ценность для православного ветхозаветника, который, однако, должен учитывать различия толкований Отцов, не возводя автоматически ни одного из них на степень Предания Церкви. Православные библеисты с полным правом обращают внимание на церковно-богослужебное (литургическое, иконографическое) истолкование Ветхого Завета, выясняя общецерковное экзегетическое предание, отделяя позднейшие и случайные элементы».

    Таких различий в святоотеческой письменности очень много. Приведу лишь некоторые примеры.

    Преподобный Ефрем Сирин считает слова в Быт. 1, 1 указанием на начало творения во времени; между тем, как святитель Феофил Антиохийский, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и др. видят здесь указание на предвечное «начало», в котором пребывает «рождаемый Сын» Ин. 1, 1). В Послании Варнавы 6 дней творения толкуются как 6 тысяч лет, Климент же Александрийский считал творение мгновенным, а «шестоднев» — лишь описанием его структуры. Папий, святой Иустин, святитель Ириней, святитель Ипполит и др. толковали пророчество о Царстве Божием в духе хилиазма, а святитель Дионисий Великий резко против этого возражал. Блаженный Августин в разные периоды жизни имел разное понимание Книги Бытия. Преподобный Ефрем Сирин толковал земной рай буквально, а святитель Амвросий склонялся к мысли, что это духовная реальность (о рае, 2). Святитель Григорий Богослов видел в Едеме образ высшего Богообщения (Песнопения таинственные, 7). Древо познания так же понималось неодинаково. Если преподобный Ефрем Сирин считает его физическим деревом, лишь наделенным особыми свойствами, то святитель Григорий Богослов видит в нем «созерцание божественных вещей, запрещенное несовершенным» (Слово 30, 12). А святой Анастасий Синаит в своем «Шестодневе» вообще считает, что природа райских деревьев неизвестна и знание ее не является необходимым для Церкви (8, 89). По мнению святителя Амвросия, библейский змей есть аллегория чувственности (О рае, 2), а согласно Златоусту это было животное, которым сатана воспользовался как орудием (Беседы на Быт. 2) На основании того, что и мужчина, и женщина вместе названы Адамом (Быт. 2, 7), некоторые Отцы считали, что Адам - это разум, а Ева - чувство (святитель Амвросий. Там же; блаженный Августин. На бытие против манихеев, 2, 12). Повторяю, это лишь немногие примеры того, как различно толковали Отцы Писание.

    Совершенно необоснованно мнение, будто Отцы считали единственно правильным буквальную экзегезу. Даже такой сторонник буквального толкования, как святитель И. Златоуст, указывал, что в Писании многое описано образно ради «снисхождения к обычаю человеческому» (Беседы на Бытие, III, 3). Говоря о слове «вдунул» (Бог душу в человека), святитель пишет: «Если из-за того, что Писание говорит - вдунул, захотят приписать Богу и уста, в таком случае надо будет дать Ему и руки, потому что сказано «сотворим человека» (там же, XIII, 2)». Далее: «И посадил Господь Бог рай. Что сказали бы и о настоящем изречении те, которые все, что ни говорится о Боге, дерзают понимать по-человечески? Что же, скажи мне, не понадобился ли Ему и заступ?» (там же, XIII, 3). Объясняя другие антропоморфизмы Библии, святитель пишет: «Разумей слова эти по-человечески, но знай, что употреблены грубые речения, приспособительно к немощи человеческой» (Там же, XV, 2). Следуя этим указаниям Златоуста можно спросить, имеем ли мы право толковать слова: «Гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею» (Исх.14, 21), как будто Бог гнал воду, словно корабельщик веслом? Нет, это библейское выражение означает, что Бог использовал естественные природные силы для спасения израильтян. Чудо от этого не становится менее важным. Огромное число чудес в истории и в нашей жизни протекает так, что неверующий ум может увидеть в них случайность или совпадение. Так сохраняется свобода веры. Не случайно, что великие чудеса непосредственного вторжения Божией Силы в мир совершались в тайне (Воплощение и Воскресение; напомним, что Воскресший не явился Своим врагам).

    К каким соблазнам может привести одно лишь буквальное понимание священного текста, показывает авва Серен в связи с толкованием слов Спасителя о несении Креста. Он говорил: «Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимали это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, и всем видящим доставляли не назидание, но смех... Некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, т.е. как и историческому, так и иносказательному» (у преподобного И.Кассиана, собеседование 8,3). Святитель И.Златоуст так же писал, что «иное Писание должно понимать как говорится, а иное в смысле переносном; иное в духовном смысле, иное же в двояком смысле: чувственном и духовном» (Беседа на Пс. 46). Александрийская школа Отцов отдавала предпочтение аллегорическому методу толкования, а Антиохийская — буквальному. А преподобный Кассиан находил даже четыре аспекта экзегезы (Собес. 14, 18).

    Закончу словами такого выдающегося богослова как отец Сергий Булгаков: «Церковь не только не преграждает путь к изучению Слова Божия всеми доступными способами, в частности современными способами научной критики, но и не предрешает наперед выводов этой критики, при условии, что остается нерушимым верующее, благоговейное отношение к священному тексту» («Православие», с. 57). Что же касается Святых Отцов, то приведу мнение признанного патролога отца Г. Флоровского. Касаясь «верности Отцам», он пишет: «Речь идет не какой-нибудь «реставрации», и не о простом повторении и о не возвращении назад, к «отцам», во всяком случае, всегда вперед, не назад, речь идет о верности отеческому духу, а не только букве, о том, чтобы загораться вдохновением от отеческого пламени, а не о том, чтобы гербаризировать тексты» (Цит. по ЖМП, 1980, № 2, с. 55).

    Итак, подведу итоги:

    1) Библия, являясь Словом Божиим, является и словом человеческим и поэтому представляет собой богочеловеческое явление. Земной, человеческий аспект ее может быть изучаем средствами науки.

    2) Святые Отцы признавали правомерность приложения данных наук к богословию и, в частности, к библеистике. Как и любая наука, библейская исагогика не может ограничиваться только данными патриотической эпохи, а дополняется новыми.

    3) Каноничность и боговдохновенность священных книг определяется не тем, какое имя стоит в их заглавии, а их содержанием. На этом основании Отцы свободно исследовали проблему авторства священных книг. Эту же работу продолжает и сегодняшняя библеистика.

    4) Абсолютное большинство современных православных специалистов по Ветхому Завету признает главные достижения и выводы исторической критики текста, не посягая на его боговдохновенность.

    5) У Священных Отцов не было единого общепринятого метода толкования Библии. Поэтому нельзя считать лишь какую-то одну экзегезу единственно православной.
     
    Просто Оксана нравится это.
  5.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Протоиетрея Александра Меня правильней называть выдающимся проповедником. Он был конечно и богословом, как человек закончивший Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, но вовсе не занятия богословием стали основным делом его жизни.

    Так что хотя выдающимся богословом он не был, но выдающимся беспорно был. А выдающимся в чем? Об этом лучше ответить словами митрополита Антония Сурожского и патриарха Алексия.


    ИЗ ИHТЕРВЬЮ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II


    Кор.: А как Вы относитесь к работам трагически погибшего в сентябре 1990 года протоиерея Александра Меня?

    Отец Александр был талантливым проповедником слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Убийцы сотворили свое черное дело в момент, когда он мог бы еще так много сделать для духовного просвещения и окормления чад Церкви. Hе все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчеркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (1 Кор. II, 19).


    Антоний, митрополит Сурожский

    Не будучи в состоянии быть с Вами сегодня, в день памяти Отца Александра, хочу, однако, сказать Вам несколько слов веры и надежды.
    Много лет тому назад умер чтимый мной и любимый человек. Его смерть казалась мне непоправимой утратой: Церковь лишилась, как мне казалось, Светоча, Эмиграция смелого, умного бойца за Правду, и многие из нас наставника и друга, Я вылил свое горе и безнадежность перед своим Духовником. "Не сетуй напрасно, - сказал мне он. - Церковь - Войско неубывающее: каждый воин, падающий в земной битве, восстает в Вечности бессмертным молитвенником, печальником и непобедимым борцом бессмертного воинства Христова. Положи и ты душу свою за Христа и за Правду Его, отдай и ты свою жизнь за спасение ближнего твоего, и ты вступишь в ряды бессмертных воинов Христовых." Не это ли мы, и те, кто собрался здесь, и мы - далекие, отделенные от вас расстоянием, бессильным разобщить тех, кто един духом, можем пережить сегодня? Отец Александр жив, такой полнотой жизни, какой и он не знал на земле, и, освободившись от всех ограничений времени, пространства, стоя перед Богом, Которому он всей душой, всем умом и сердцем, всей силой своей посвятил себя, творя дело Божие Божией же силой - не сказал ли Христос Апостолу Павлу: "Довлеет тебе. Благодать Моя: Сила Моя в немощи совершается?". Теперь отец Александр уже не через тусклое стекло, а лицом к Лицу созерцает Спасителя, и не одной своей любовью, как бы она ни была пронизана Божиим Светом, а Любовью Божией обращен к миру, к родной Церкви, ко всем своим духовным чадам, к каждому из них неповторимым образом!
    Мы не смеем говорить о своей оставленности, об одиночестве, о сиротстве! Отец Александр не умер, а приобщился к Жизни Божественной, остался для своих - знаемых и незнаемых, Пастырем добрым, молитвенником, ходатаем, заступником! И зовет он каждого, кто его любил, кто в нем видел образ истинного христианина на Путь Крестный и к славе Воскресения! "Будьте мне последователями, как и я последователь Христов!"

    Лондон
    +АHТОHИЙ,
    Митрополит Сурожский

    ЮВЕHАЛИЙ, Митрополит Крутицкий и Коломенский
    Слово, произнесенное перед отпеванием протоиерея Александра Меня в селе Новая Деревня 11 сентября 1990 года

    Возлюбленные о Господе! И от себя мне хочется сказать несколько слов у гроба отца Александра. С семьдесят седьмого года я как правящий архиерей Московской епархии разделял с отцом Александром его тревоги, радости, пастырские заботы и усердное служение. Мне запомнились несколько продолжительных бесед с ним в разные периоды его пастырского служения. Всегда передо мной был пастырь с глубоким призванием, живой верой, бескомпромиссно совершающий служение Святой Христовой Церкви, веровавший в Промысел Божий и Его всесильную помощь. Каждый из нас избирает различные пути в пастырском служении. Отец Александр был блестящим проповедником Евангелия Христова, для которого не было своих и чужих, близких и далеких. Его незлобивое любящее сердце принимало всех людей.

    Я помню одну из бесед с отцом Александром, когда он с глубоким восторгом говорил о тех возможностях, которые открылись сегодня для Церкви. И я спросил его тогда: “Вы популярный человек. Почему же не баллотировались в народные депутаты?” И он мне ответил со свойственной ему искренностью и детской простотой: “Владыко! Когда нам заниматься политикой? Сегодня мы имеем возможность день и ночь Слово Божие проповедовать, и я полностью отдал себя этому”. Он был и в школах, и на заводах, и в больших рабочих аудиториях, и среди интеллигенции. Проповедуя учение Господа нашего Иисуса Христа, спасшего мир, отец Александр находил понятные всем слова. Hесмотря на то, что сегодня открываются большие возможности для Церкви, мы переживаем сейчас и трудные времена, когда бродячие проповедники, самозванные учителя врываются в ограду Церкви Христовой, кощунственно надевают на себя церковные или монашеские одежды и хотят подменить иерархию церковную и разрушить церковное единство.

    Сегодня, когда мы окружаем гроб подлинного пастыря, любившего Церковь, бывшего ей верным до последнего дня, отдавшего все свои силы и знания, я думаю, все мы во имя этой страшной жертвы и потери, которую понесла Церковь, будем едины, едины в том стаде, которое собрал Христос! Будем своей жизнью свидетельствовать, что мы - преданные сыны и дочери Святой Церкви и Господа нашего- Иисуса Христа!

    Всем вам, возлюбленные братья и сестры, приношу слово утешения. Я верю, что Господь за тот подвиг, который пронес через свою жизнь отец Александр, примет его в Свои Небесные обители, где нет уже ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но где пребывает жизнь бесконечная.

    +Ювеналий,

    Митрополит Крутицкий и Коломенский
     
  6.  
    Anna
    Оффлайн

    Anna Новичок

    Сообщения:
    190
    Симпатии:
    32
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спаси Господи, отец Павел. Просветили
     
  7.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    А вот и первые проблески в чаще запретов, мифов и предубеждений связанных с отцом Александром Менем.

    Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Протоиерей Всеволод Чаплин: Уроки отца Александра
    http://www.patriarchia.ru/db/text/1270878.html
     
    Мария Леонтьева нравится это.
  8.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо, многое прояснилось.:ay:
     
  9.  
    иерей Павел
    Оффлайн

    иерей Павел Флагман форума Команда форума + Модератор Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.054
    Симпатии:
    1.569
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    О Богословии прот. Александра Меня

    Я конечно извиняюсь, но что вы имеете против отца Александра? С астрологией понятно.
     
  10.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    "Против" - это сильно сказано. Он - клирик нашей Церкви. Мы причащаемся из одной чаши (даже если между нами десятилетия).
    Но, чисто теоретически, список моих претензий к его мнениям - огромный. Я бы посидел с ним за чашечкой чая, и обязательно долго бы с ним спорил. Так как это уже не возможно, я советую людям, либо не читать Меня, или читать, обсуждая.
    В его книгах слишком много противоречит святым отцам и учебнику по догматическому богословию.
    Взять хотя бы его мнение об астрологии и эзотерике. Те его цитаты (не вырванные из контекста, а взятые в полной статье), где говорится об астрологии и целительстве, которые я читал, для меня не приемлемы.
    В них слишком много полутонов. Для него темно-темно-темно-серый - это почти белый.
    Я, наверное, не понимаю ситуацию того времени. Ну, значит, и те его произведения принадлежат только к тому времени.
     
  11.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну конечно о.Алексий!Для того времени это был светоч,звезда богословия.В "застольные" времена люди к вере относились никак.Я помню в 70-х в селе у бабушки стояла очень приличная большая Церковь - склад!Так ее потом начальство разобрало и построили себе дома.И никто не защитился.
    Это мы сейчас все начитанные и умные.А тогда это был последний поп,которого Хрущев обещал изничтожить.
    Читая о.Александра Меня,погружаешься в семидесятые.Может и есть противоречия,но мы же знаем где правда.
     
    Последнее редактирование: 26 сен 2012
  12.  
    Прот. Вячеслав Рубский
    Оффлайн

    Прот. Вячеслав Рубский Новичок Cвященнослужитель

    Сообщения:
    119
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ох уж эти благочестивые воздыхания о заблуждениях А.Меня!
    Вот ссылка на махровый сайт по астрологии с выпиской ответа Меня об астрологии. Какие к нему претензии?
    Какой именно книжке по догматике он противоречит? Макария Булгакова? Но ему "противоречит" Алфеев с Давыденковым, т.е. сами догматисты могут делать разные акценты и это - нормально.
    Придирки Кураева и Осипова обернулись им тем, что несколько погодя к ним самим предъявили подобные ревнители десятки претензий.
    Что это значит? Приведите пример. Он представитель феноменологической школы в религиоведении, она, как и ап. Павел и каппадокийцы, признаёт заботу Бога во всех народах.
    Итак, если пожелаете обсуждать наследие А.Меня, представляя его труды худшими обычных работ по богословию или религиоведению, создайте тему. Это оффтоп.
     
  13.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот на пример к этой фразе найдутся претензии ревнителями благочестия.Ведь это реальный повод астрологу выставить себя умнее других - что я ,мол могу вести правильные расчеты и никто другой.И при этом еще и ссылаться на о.Александра, как это делают сейчас некоторые ссылаясь на о.Андрея Кураева.

    "Мы знаем только, что в момент рождения человека, когда он наиболее беззащитен от влияния окружающей среды, какие-то пока еще неведомые нам силы, влияния и материальные потоки действуют на него. Он выходит в этот мир из лона матери, и на него всё это обрушивается. Но обрушивается не случайно, чем-то это все экранируется. В частности, это экранируется планетами нашей солнечной системы. Их конфигурация, каждый раз разная, создает разные типы экранизации, и отсюда имеет значение, когда родился человек, в какой астрономический период. Правда, для того, чтобы это точно вычислить, необходимы очень сложные и тонкие расчеты, совсем не те, которые приводятся в журналах "Крестьянка" или "Наука и религия". Это упрощенные до предела, сделанные в основном для забавы людей расчеты. Настоящий научный астрологический расчет гораздо более сложный."
    "Если взять её в её научном ядре, то в чём она заключается? Что при рождении человека конфигурация планет нашей солнечной системы экранирует те или иные физические или какие-то ещё воздействия, действует на новорожденного и таким образом накладывает свою печать на его характер, хотя там есть уже и печать генетики, и различных патологий, и так далее. Значит, есть некое и космическое воздействие, и ничего особенного в этом нет. Если это будет доказано статистически, то мы будем считать, что у нас есть ещё одна предопределенность, вроде наследственности. "

    В последней фразе тут вообще "мина".Профессора Осипова А.И. обвиняют за наследственность,теперь и А.Меня туда же.
     
    Последнее редактирование: 27 сен 2012
  14.  
    Прот. Вячеслав Рубский
    Оффлайн

    Прот. Вячеслав Рубский Новичок Cвященнослужитель

    Сообщения:
    119
    Симпатии:
    30
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Для тех, кто умеет выделять в тексте главную мысль (т.е. ту, которой подчинён весь текст) даже этот ответ астрологам будет понятен как полемика с ними, т.к. главным и повторяемым рефреном всего ответа является подчёркивание превосходства человека над всеми стихиями и наследственностью.
    Это всё равно, что из речи ап. Павла в ареопаге вычленить только тезис об их набожности и благочестии. Тогда как главная мысль той речи апостола как раз почти обратная.
     
  15.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Так у нас все секты и конфессии,и всякие шарлатаны зиждутся на вычленении тех мыслей,которые им удобны! Разве не так? Тут со своими беседуешь иногда,как с инопланетянином.
     
  16.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Да что там с сектантами, нам самим нужно научиться думать и понимать. Я полностью согласна с отцом Вячеславом:
    Для меня есть огромная польза от этой статьи, т.к нашла нужные аргументы для бесед с интересующимися людьми. В жизни я именно так и строю свой разговор.

    В противном случае, мы так и останемся невеждами и будем Меня равнять с астрологами, Кураеву приписывать чай+блины+пуси, и конечно же Осипову - крещение в зрелом возрасте. А сектантам этого и надо.
     
  17.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Я, наверное, не могу выделять главное в тексте ...

    Т.к. прочитала то, что выложил Игорь и вижу не спор с астрологами, а скорее наоборот..
     
  18.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Дорогая Мария, так я не понял, тот околонаучный (бред, наверное грубо) ... лучше околонаучные фантазии, которые сильно уж "богословски" осваивают божественное Откровение, Вам понравились или нет?
    Я не знаю, почему отец Александр, делает такие своеобразные выводы, надеюсь, из-за человеческой немощи. Я тоже когда-то считал, что Баба Яга очень опасное существо, и живет в соседней посадке.
     
  19.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Алексей, вопрос немного не по адресу, я такого не увидела.
    Писала о том, что разделяю мнение отца Вячеслава, а именно:

    Рассматривая статью в целом я не увидела "своеобразных выводов". Когда-то мне "своеобразными " казались многие постулаты Кураева о восточных учениях и Осипова об осознанном крещении. Как показывает опыт, мы часто становимся заложниками своего собственного восприятия и смотрим на многие вещи узко. Да и не совсем корректно оценивать Меня по одному отрывку.
    Отец Алексей, с интересом изучу ваши выводы.
    __________________
     
  20.  
    Мария Леонтьева
    Оффлайн

    Мария Леонтьева Мисс Спорт Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.925
    Симпатии:
    240
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Богословие протоиерея Александра Меня по не понятным для меня причинам вызывает множество разногласий.
    Возникает вопрос, почему тогда на катехизации на доп.чтение дают его труды?

    Ответы на вопросы.

    Можно наверно придраться к определениям энергия и прочие, но думаю это все же тонкости языка.
     
Загрузка...