Читаю Святителя Игнатия (Брянчанинова) "Аскетические опыты". Иногда встречаются места, которые несколько смущают. Вот цитата из "О слезах" Всякое духовное делание, будучи собственно даром Божиим в нас, непременно нуждается в понуждении нашем к нему, потому что понуждение есть деятельное обнаружение и свидетельство нашего благого произволения. Понуждение в особенности нужно тогда, когда из падшего естества или по злодейству бесов возникнет в нас какое-либо греховное стремление или возмущение: тогда необходимо произносить плачевные слова молитвы несколько вслух. Вещественный, машинальный, гласный, особенно понудительный и насильственный плач не соответствует немощным, как потрясающий тело и производящий в нем мучительные томление и болезнование. Эти томление и болезнование уподоблены отцами болезням рождающей [17]; последствием их бывает значительное изнеможение даже в сильных подвижниках. Инокам, крепкого телосложения, возможно и полезно более усиленное понуждение к плачу и слезам; для них нужно, особенно в начале их подвига, прежде, нежели они стяжают плач духа, слова молитвы произносит плачевным гласом, чтобы душа, уснувшая сном смертным от упоения греховного, возбудилась на глас плача и сама ощутила чувство плача. Стараюсь не прибегать старой т.н. интеллигентской привычки все подвергать сомнению и полагаться только на собственный ум. Стараюсь доверять святым отцам. Но все равно находятся места, которые смущают. Собственно, что смущает? Смущают практические советы как ввести себя в состояние плача. Мне это напоминает своего рода медитацию, что не присуще православию. Может я чего-то упускаю или не понимаю. Вот очень грубая аналогия. Мусульманские мистики стремятся к общению с богом и есть разные практики, при помощи которых они вводят себя в определенное состояние. Теже вертящиеся дервиши, повертись как они - всякое привидится. Искусственным способом человек себя вводит в определенное состояние. Так и в таких практических советах как стяжать слезы есть нечто ...
Понуждать себя нудиться полезно для души. И подозрения ваши верны. Первые христиане монахи-пустынники появились в Египетской пустыне "трансформировавшись" из языческих аскетов пустынников.