Послание двенадцати апостолов на проповедь

Тема в разделе "Изучение Священного Писания", создана пользователем Протоиерей Алексий, 14 ноя 2014.

  1.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.247
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Суббота Двадцать четвертой седмицы по Пятидесятнице. Лекция. Храм Всецарицы. Донецк. 15.11.14


    В субботу Двадцать четвертой седмицы по Пятидесятнице в Церкви по уставу читается начало 9-й главы Евангелия от Луки.

    Содержание этого поучения таково:

    «Созвав же двенадцать (апостолов Господь), дал (им) силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь [в] [путь]. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду» (Лук.9:1-6).


    Повествование о том, как Господь послал на проповедь Своих Двенадцать апостолов, повторяется в трех Евангелиях. Кроме ныне читаемого Евангелия от Луки мы читаем об этом так же и в Евангелии от Матфея и Марка. Оно относится к наиболее часто повторяемым повествованиям Евангелия, так как читается над всяким больным человеком во время каждого соборования. То есть это повествование Церковь избрала для утешения больных.


    В чем утешительность нынешнего повествования для больных?

    Время болезни всегда ощущается как время одиночества. Поговорка: «сытый голодного не разумеет» относится также и к болезни. Здоровый человек не понимает больного. Каждый человек переносит свое страдание не так как другой. С одной стороны не бывает двух одинаковых человек, поэтому не бывает двух одинаковых болезней. С другой стороны, болезнь всегда развивается у человека с определённым духовным состоянием. Не одинаково болеет человек, имеющий духовную радость или утешение, и человек гордый, унылый, печальный, тоскливый.

    Окружающие люди не могут понять всей глубины страданий своего ближнего. Поэтому в болезни людям всегда сопутствует чувство одиночества. Человеку всегда кажется, что врачи и медсестры мало о нем заботятся, родственники недостаточно помогают, государство забыло.

    И вот человеку в таком состоянии Церковь напоминает, что к нему Христос послал чудотворцев и целителей – Своих апостолов.

    Мы можем сказать, что апостолы умерли много веков назад. Но вот, апостол Петр говорит, что и после своей смерти будет стараться оживлять память учеников в том учении, которое он проповедовал (2Пет.1:15). Если Петр будет проповедовать нам после своей смерти, то он будет и целить после своего отшествия. То же можно сказать и о прочих апостолах. И не только об апостолах, но и о святых святителях, преподобных, мучениках. Сколько их? Тысячи. Десятки тысяч. Сотни тысяч. Святитель Николай Чудотворец. Великомученик Пантелеимон. Ксения Петербургская. И выше всех, не только людей, но и ангелов – Богородица Мария.

    Они и после своей телесной смерти остаются с нами, помогая нам.


    Но это место Евангелия упоминается на соборовании еще и потому, что священники, совершающие соборование, видятся как те, кто услышал и исполнил слова: «послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных. Они пошли …. благовествуя и исцеляя повсюду». Как видимое дело этой заповеди – священник совершает соборование. Но это относится и к другим Таинствам. В первую очередь – это относится к Таинству Причастия, которое является не проповедью Царства Небесного, но самим Царством Небесным, которое уже действует на земле. Сюда же относим и Крещение, и Миропомазание, и Исповедь – Таинства возрождения и изменения мертвого в живое.


    Есть еще одна причина, по которой это место Евангелия читают рядом с больным. Мы – христиане. Мы все – наследники апостолов, и поэтому мы все призваны исполнить заповедь Христову: «проповедывать Царствие Божие». Мы – наследники благодати апостолов. Но источник благодати – не апостолы. Эта благодать пришла в мир от Отца, через Сына в Духе Святом. Она сравнивается в одной из евангельских притч с талантом, который Царь вручает Своему слуге. Мы все, уверовав и крестившись, принимаем один талант. Дар чудотворений – это талант пятикратный, и он дается только тем, кому не может повредить, поэтому встречается он в мире очень редко. Поэтому мы не все можем повторять чудотворения апостолов.

    Но Евангелие показывает нам и другой способ исполнения заповеди об исцелении болезней.

    Однажды диавол приводит Христа в Иерусалим и поставляет Его на высокой горе, на крыше иерусалимского храма. И сказал Ему сатана: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Сатана говорил Господу: видишь, вокруг горЫ много лестниц. Они все крутые, с трудными ступеньками. Спускаться по ним трудно, хотя все это могут. А Ты сделай не так как все: подними кверху руки, прочитай молитву, и лети вниз. Разве у Тебя нет веры в Бога? Разве Ты не Сын Божий? Тогда Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. (Матф.4:5-7). Одно из значений этих слов такое: нам, надеясь на Бога, необходимо смиренно прилагать усилия и труды в том, что хотим делать. Поэтому, помолившись об исцелении наших и чужих болезней, возложив надежду на Бога, нам надлежит прилагать усилия к тому, чтобы поправить здоровье свое и ближних. Наши усилия заключаются в том, что больному человеку необходимо давать полезное для его тела: питание, уход, заботу, внимание, душевное участие. Поэтому заповедь, которую ныне слышат апостолы, мы должны исполнить в том, чтобы подать нашим ближним милость телесную своими руками и кошельками. Но заповедь о благовестии Царства Небесного относится к нам в прямом смысле. Нам должно, основываясь на учении апостолов, благовестить в мире Евангелие – словами, делами и духовным настроением. В этом смысле нам важно задуматься о том, чтобы христианство, которое нам надлежит проповедовать, было апостольским. Первой заповедью Ветхого завета, которую никто не отменил, была: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2,3). Эта заповедь предписывает людям иметь правильное богопочитание, основанное на Откровении, а не на выдумках, суеверии и фольклоре. Для этого нам необходимо самим читать Библию. Особенно Новый завет. И понимать его нам нужно так, как передал это понимание Дух Святой апостолам Христовым. Этот же Дух, и Сам Христос действуют удивительным образом в людях. Мы читаем об апостоле Павле, который не видел Христа по плоти, однако стал Его учеником и апостолом. То есть ведение Бога дается не местом, и не временем, а чистотой души. Поэтому для того, чтобы принять понимание Нового завета из чистого источника, мы обращаемся к святым: древним и новым. От Иринея Лионского и Игнатия Богоносца, которые были учениками апостолов, до Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. Подлинная благодать и Истина равно действует во всех временах. Если же мы заметим противоречие новых учителей с древними, нам нужно опасаться, чтобы не послушаться волков в овечьей одежде.


    Но если мы внимательно присмотримся к ныне читаемому поучению, тогда мы заметим, что исцеление телесных болезней не является самым главным в нем. Самое главное – это проповедь покаяния. И это покаяние указано как дверь в Царство Божие. Мы должны ясно усвоить, что Царство Божие – это не загробный мир, и не место, находящееся где-то там, а то, к чему мы призываемся прямо сейчас, а не после смерти. Конечно, Царство Божие – это то сокровище, которое у нас не отнимется смертью. Но иметь его нам должно прямо сейчас. Наоборот, кто не имеет его на земле, у того оно отнимется после смерти. «Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Матф.13:12).

    Это самое – причина того, что не всегда болезни проходят от соборования или участия святых. Это потому, что болезни и прочие скорби – это не зло само по себе, но средство к изменению человека. В скорби есть сила, изменяющая человека. Например, Павел говорит о своих болезнях: «чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12:7-9). Или в другом месте «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12:6-8).

    Некоторые болезни проходят сразу же, как человек изменяет свою жизнь, потому что страсти, грехи, отравляя душу, корень нашей жизни, удалившись или уменьшившись, не так отравляют нас. Но есть болезни, которые остаются с человеком, победившим грех, как это было с апостолом Павлом. Болезни для святого человека – это их крест, возводящий их к Небу, а для грешного – лекарство, выводящее его из ада. В первом случае человек уподобляется мученикам, во втором – Благоразумному разбойнику или Лазарю из притчи.

    Поэтому для нас нынешнее поучение – это призыв к покаянию.

    Это для нас самое важное, что мы можем взять из нынешнего поучения, ведь если где люди не примут этого призыва к покаянию, то прах от ног апостолов и всех святых отрясается во свидетельство на них.
     
    Тамара и Сергей нравится это.
Загрузка...