Запрет поста в субботу, 64-е апостольское правило, как быть.

Тема в разделе "Вопросы аскетики и духовной жизни", создана пользователем Руслан Костров, 14 сен 2013.

Статус темы:
Закрыта.
  1.  
    Иерей Игорь Бурдейный
    Оффлайн

    Иерей Игорь Бурдейный Искра форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    6.949
    Симпатии:
    6.766
    Лучшие ответы:
    26
    Вероисповедание:
    Православный
    Вот это и плохо, что только форум. Можно быть согласным с кем душа пожелает. Вот только разность мнений не означает, что кто-то не серьезно подходит к этому вопросу. И священник должен быть первым ориентиром в этом вопросе.
     
  2.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Сейчас ДА. А раньше его не было.
     
  3.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Да уж, очень "опытных и знающих" .

    Главное - Вы можете получить только в церкви и у священника.
    Найдите для этого время, а форум - место где относительно опытные люди беседуют о сложных вопросах.
    На основании споров на форуме - сомнительно делать выводы по руководству своей духовной жизнью.

    Если же у Вас есть вопросы, то здесь есть специальный раздел - "задать вопрос священнику" - там Вы и получите серьёзный ответ от пастыря.
     
  4.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    На форуме можно таких рекомендаций наслушаться, что у всякого здравого христианина просто волосы дыбом могут встать, как то например:

    Ребёнку нужно до совершеннолетия ничего не читать и не смотреть акромя Священного Писания.
    Ребёнка надо кормить в пост одними макаронами, без масла конечно.
    Ну и так далее :)
     
  5.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Я, наверное, не точно выразилась. Прошу прощения. У меня сейчас появилась возможность спросить у батюшки лично. И его мнение и наставления для меня первостепенны. Но почитать обсуждение на форуме мне интересно, а иногда и поучительно.
     
  6.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Ну вот пишет Игумен Виталий...
    Мы с ним тоже бывает спорим, и отношений у нас особых нет, так пересекаемся иногда, но как говорится: "из песни слова не выбросишь" - открытая же информация:
    [​IMG]

    Продолжается дискуссия по проекту документа «О подготовке ко Святому Причащению» http://www.bogoslov.ru/text/3480916.html#comment3483291 Активно обсуждается понятие «говения» (приуготовительного поста), которое вошло в этот документ. На мой взгляд, говение, в случае, если речь идет о причащении в воскресенье противоречит 64 апостольскому правилу. Это правило запрещает пост в субботу.
    Некоторые священнослужители категорически настаивают на необходимости говения. В связи с этим мне вспоминается одна история. В 1993 году по благословению своего московского духовника я пришел на послушание в Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии. Был последовательно послушником, был облечен в рясофор, затем пострижен в мантию. И вот, спустя достаточно длительное время пребывания в монастыре я был рукоположен – в иеродиакона, затем – иеромонаха. Однажды, по послушанию, я отправился на некое большое торжество в один из приходов. И ИСПЫТАЛ ШОК – увидев после всенощной, за священническим столом водку, мясо и т.д. Батюшки замечательно провели время – основательно выпили, как следует закусили. Помню, как мне, молодому иеромонаху, хотелось тогда вжаться куда-нибудь в уголок и не видеть этого позора. Утром батюшки отправились сослужить архиерею за Божественной литургией, а некоторые из них пошли исповедовать многочисленных паломников. И строго вопрошали: «А ты постилась три дня? А ты все каноны вычитала?» И разворачивали от Причастия тех, кто не постился. И ТАК БЫВАЕТ ОЧЕНЬ ЧАСТО.
    Стыдно. Двойные стандарты нашей жизни. Зато кое-кого из этих батюшек, сторонников крайне редкого причащения прихожане считают чуть ли не святыми старцами.
    Вот крайне важная, на мой взгляд, каноническая норма – 55 правило Лаодикийского собора, являющееся частью канонического свода Вселенской Православной Церкви: «Не подобает освященным, или причетникам, слагаяся, делати пиршества, ни даже мирянам».
    А у нас часто у духовенства денег на храмовое благолепие нет, а на дорогую водку и эти самые «пиршества» есть.
    В нашем Иоанно-Богословском монастыре никогда не ставился вопрос о соблюдении паломниками, живущими несколько дней в обители, какого-либо приуготовительного поста. Все постились в среду и пятницу, однодневные и многодневные посты, установленные Церковью. А вне поста кушали скоромное (понятно, что в монастыре – без мяса, но молочное), которое подавали в монастырской трапезной. Соответственно, на монастырском подворье в Рязани – Николо-Ямском храме и в Покровском храме Рязанского государственного университета я придерживался такой же практики – пусть соблюдают все положенные посты и евхаристический пост после полуночи. И ничего более.
    http://inokv.livejournal.com/164988.html
     
  7.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Точка зрения монаха Диодора (Ларионова) на проект документа "О подготовке ко Святому

    Отсюда - http://www.bogoslov.ru/text/3480916.html#comment3488104

    Документ по своему содержанию не плохой, но совершенно не годится в качестве канонического руководства. Подобные тексты должны быть оформлены строго в соответствии с канонической традицией Церкви, что подразумевает научную публикацию. Дело в том, что каноническое право уже несколько веков является научной дисциплиной, а данный документ оперирует каноническими понятиями и подражает стилистике канонических определений на таком низком уровне, что создаётся впечатление розыгрыша (правильно ниже было замечено, что текст проекта Положения напоминает церковную брошюрку).
    Ввиду того, что русская каноническая наука находится в самом плачевном состоянии, предлагаю, во-первых, хотя бы не стесняться брать в пример уже существующие образцы
    Положений по тем или иным вопросам как в других Поместных Православных Церквах, так и в католических statuta и фундаментальных канонических исследованиях. Statuta — это канонические Положения по разным вопросам (Ватикан издал целую серию подобных statuta), которые были составлены для нужд униатских епархий лучшими канонистами РКЦ. Эти Положения написаны полностью на основании восточно-православного канонического права, с учетом всех местных ответвлений и традиций. Это глубокие и важные исследования, которые практически стали энциклопедическими справочниками, поэтому они обязательно должны привлекаться для работы и нашими комиссиями (естественно, написаны они по-латыни). Я уже упоминал в свое время работу Плацидия Де Меестера по монашескому праву. Есть своды по источникам русского канонического права и т.п. В серии Codificazione canonica orientale. Fonti Конгрегацией по делам Восточных Церквей было издано около 40 томов (к сожалению, мне не попадалось еще полного списка этих уникальных изданий, надо искать в европейских библиотеках). Думаю, среди изданий должно быть и Положение о Причащении.
    Во-вторых, издание такого типа обязательно должно предварять библиографическое описание, желательно полная аннотированная библиография вопроса. Иначе просто Положение не будет научно компетентным документом.
    В-третьих, должно следовать аналитическое обобщение канонических источников, учитывающее различные ветви более поздних традиций и практик.
    В-четвертых, должны быть даны канонически безупречные определения основных терминов Положения.
    В-пятых, титулы положения должны сопровождаться, как говорили до революции, "оправдательными текстами", то есть текстами, подтверждающими ВСЕ изложенные в основном тексте Положения краткие формулировки и определения. Эти тексты должны печататься в приложении.
    И только после этого можно переходить к постановлениям, выводам и рекомендациям. В данном же документе НИЧЕГО этого сделано не было.
    Помимо этих общих замечаний следует сказать о некоторых частных вопросах.
    1. Пост в субботу и воскресенье, запрещенный 64 апостольским правилом, означает полное воздержание от пищи. В канонических текстах и типиконах пост означает полное голодание, либо сухоядение до 9-го часа (так это объясняет прп. Никодим в Пидалионе, с. 76-77, изд. 1886 г.). В греческом языке слово "разрешение" выражается двумя понятиями, имеющими различное значение: λύσις и κατάλυσις. Λύσις (частичное разрешение) означает разрешение на вкушение постной пищи до 9-го часа. Разрешение на вино и елей (постное масло) также входит в понятие частичного разрешения поста. Κατάλυσις же означает полное разрешение (отмену) поста то есть разрешение на сыр, молоко и яйца для монахов и мясо для мирян. По объяснению преп. Никодима, 64-е Апостольское правило запрещает полный пост, но не требует полного разрешения поста. Иначе православные христиане согрешали бы против 64-го правила во все многодневные посты, когда как раз происходит только частичное разрешение поста (как известно, субботние и воскресные дни не входят в число дней святой четырядесятницы, т.е. Великого Поста, но тем не менее, в эти дни даётся только частичное, а не полное разрешение Поста). В субботу дается разрешение на вино и елей — отсюда следует, что частичным разрешением поста (λύσις) правило не нарушается, но и полного разрешения поста (κατάλυσις) также не допускается перед причастием (по образцу субботних и воскресных дней Великого Поста).
    2. Мнение, будто в греческих Церквах верующие не исповедаются перед причастием, является неверным. Там существует регулярная исповедь у всех, кто ведёт церковную жизнь. Просто для исповеди определен духовник (а не любой священник), который ставится архиереем. И для исповеди выделяется время вне литургии — поэтому исповедь возможна за день-два до причастия, и не обязательна именно в тот самый день или накануне вечером, как принято у нас. Благочестие от этого не страдает.
    3. О частом причащении. В греческой практике (по словам одного опытного греческого духовника, с которым я обсуждал данные вопросы) частое причащение, совершаемое чаще раза в неделю, не требует более частой исповеди, чем раз в неделю. Также оно не требует специального говения. Говеть необходимо только редко причащающимся: чем дольше срок между причащением, тем дольше необходимо говеть.

    4. О женской нечистоте. Это непреложное правило, которое описывает состояние человеческой природы (в её различии на мужской и женский род). Церковь (как Ветхая, так и Новая) запрещала причащаться людям, испытывающим естественные физиологические выделения, связанные с органами деторождения. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Для женщин определен более долгий срок, потому что и выделения у них более продолжительные. Женщина не теряет АБСОЛЮТНО НИЧЕГО в духовном плане, если подождёт несколько дней, пока кровотечение прекратится естественным путем. Послушание этому правилу — признак целомудрия и смирения женщины. Ведь даже Божия Матерь проходила очищение после родов (хотя и не нуждалась в этом): уже ради подражания Ей следует соблюдать эту непреложную норму.
    http://inokv.livejournal.com/165363.html
     
    Последнее редактирование: 16 сен 2013
  8.  
    Serg
    Оффлайн

    Serg Фотогуру Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.600
    Симпатии:
    243
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    При всех наших беседах результат будет один - что скажет священник, то и будут делать. Ну не врать же.
    Так что если вам священник скажет причащаться раз в месяц и пост перед этим 3 дня, то так и будут делать.
    В соседнем храме священник благословит причащаться каждую литургию - так и будут делать прихожане.
    Скажут - исповедь обязательна перед каждым причастием, то так и будет. Скажут исповедоваться раз в месяц или чаще по необходимости, то тоже так будут исполнять.

    В общем в каждом храме свои порядки и прихожане их будут исполнять. И никакого священника вы не переубедите никакими правилами - на 64-м, никаким.
    Единственный вариант, если уж совсем не согласны, то идти в другой храм.
    И, как мне кажется, никаких перемен в этой ситуации не будет, как нет их уже много лет.
     
  9.  
    Игорь Войтехович
    Оффлайн

    Игорь Войтехович Мистер Доброе Сердце Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.638
    Симпатии:
    3.732
    Лучшие ответы:
    7
    Вероисповедание:
    Православный
    Света, к сожалению здоровые здесь редкость. Большинство обратились к Богу по болезни. (по себе думаю) Сейчас через одного возьми, как не гастрит, так еще какая "язва".

    Речь то не о мясе, а вообще о посте:
    "16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
    18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.(Матф.6:16-18)"
    Пост не только пища, но и смирение, возможность порассуждать о своей греховности и покаяться.

    В Последовании много молитв. Я когда читаю Последование, то в один раз одну молитву, в иной другую :ah: Не знаю правильно ли так, но как могу. Пробовал полностью, то чтение превращается в монотонный пересказ без всякого смысла. Видимо не по силам.

    "5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
    8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
    9 Молитесь же так:
    Отче наш... (Матф.6:5-8)"

    Так что Света, если вы мажете, как пишите, я только рад за вас :ax: Только бы на пользу.
     
  10.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Выработается золотая середина - не понимаю людей, которые говорят, что бардак - хорошо.

    Не понимаю этих малоподвижных пентюхов, которые даже не знают смысла того что они делают много лет - я о Таинстве причастия, Исповеди и посте.

    Они не понимают зачем это, но просто они так привыкли.

    Революций то никто не устраивает и корректировки идут на высочайшем уровне учитывая мнения рядовых священников при обсуждении этого вопроса.
    Надеюсь возникнет традиция всенародного обсуждения таких документов.

    Ну а молообразованные, ленивые люди, которые не хотят понимать ни сути вопроса, ни всего остального - отсеются.
    Это уже вчерашний день.
    Первое поколение "воцерковлённых" православных мирян и священников берущих начало от советской эпохи уходит.
     
  11.  
    Serg
    Оффлайн

    Serg Фотогуру Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.600
    Симпатии:
    243
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Православный
    Может и выработается. Но сомневаюсь. Все люди разные, всех немного заносит в разные стороны - и мирян и священников. Главное, чтобы за границы Церкви не заносило. А привести к армейскому порядку не выйдет.

    Единственно чего хочется - чтобы соблюдение правил не стало самоцелью. И чтобы правила не стали препятствием для людей. Вон в Болгарии когда ввели 40 дней поста перед причастием, то и церкви опустели.
     
  12.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Обсуждение в ФБ между священством идёт очень мирно, в духе согласия.
    Это давно подготавливалось.
    Вообще везде - достаточно нормально, правда встречаются конечно .., не без этого.

    Здесь тоже - всё в пределах :)

    Это всё утрясётся, но я подумал, что пост для мирян должен быть всё таки выделен в отдельную дисциплину.
     
  13.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Наталья, поменьше слушайте людей в православных просторах инета, особенно мирян :) Тем более у Вас такой хороший батюшка, что больше никто и не нужен.
     
  14.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А здесь никто Наталье и не советовал, - на этом форуме вообще, достаточно грамотные форумчане :)
     
  15.  
    Светланна
    Оффлайн

    Светланна Мэри Поппинс, возвращайся! Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.812
    Симпатии:
    252
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    [ame="http://www.youtube.com/watch?v=d2GOdMi60Jk"]О подготовке к причастию. - YouTube[/ame]
     
  16.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.809
    Симпатии:
    2.290
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Руслан! Если глянуть на процентное отношение верующих, соблюдающих все посты, то станет понятно, что пощение к этому никакого отношения не имеет, как и писала Светлана.
    Поэтому то, что она назвала ссылку на чересчур "жесткие требованияо постах" определенно и прямолинейно - все-таки правда.
    У всех есть какая-то глова на плечах! Я когда в прошлом году во время Великого поста загриповал жестоко, я на время болезни прекратил пост, только не ел мясное. Правда сил не хватило сходить в церковь и просит на это благословения. Но хождение было бы опасно и мне, и окружающим.
     
  17.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    А вот без благословения это грех.
    А даст ли Вам кто благословение во время Великого Поста из-за насморка, ну или гриппа, чумы, сибирской язвы - прекратить пост ?

    Имеет ли батюшка формально такое право - мне вот просто интересно.
     
  18.  
    Наталья_А
    Оффлайн

    Наталья_А Мисс Внимание

    Сообщения:
    606
    Симпатии:
    1.511
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Православный
    Ответ о.Алексия

    Со времен апостолов Церковь хранит четыре поста. В настоящее время их продолжительность такова, что около тридцати воскресных и субботних дней покрыты периодом поста. Является ли это нарушением апостольского правила?

    Как можно прокомментировать мнение, что слово "пост" в современном церковном обиходе и в апостольском правиле может означать не одно и то же? Ведь патерики, описывающие пост в 8-9 веках, называют постом сухоядение не раньше девятого (предзакатного) часа?

    Типикон прекрасно объясняет апостольское правило, устанавливая вкушение "двух варений с древомаслием" во все субботы и воскресения. Хотя, судя по всему, такое праздничное утешение современным христианам и в посты тяжелы.

    Не возникает ли ощущение, что не только демонам неприятен пост и молитва, но и современным говеющим? Не настораживает ли борцов с постом перед причастием судьба Иуды, в которого сатана вошел в момент причастия?
     
    Последнее редактирование: 16 сен 2013
  19.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо, Светлана, что поставили видео от одного из моих любимейших отцов - Дмитрия Смирнова.
    Всё правильно говорит отец - молитвенное правило можно растянуть, для решения вопроса занятости.
    А исповедоваться можно конечно и за несколько дней до Причастия.
     
  20.  
    Руслан Костров
    Оффлайн

    Руслан Костров Мистер Новости

    Сообщения:
    669
    Симпатии:
    41
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Другие вопросы пусть более разумные освещают.

    Я же о другом.

    - нет борцов с постом. Пост я рассматриваю как ограничение - способов ограничения много.

    Достаточно например не вкушать мяса.

    Но в каждом православном календаре, который основывается на ещё многих руководствах, пост обозначен утрированно - """овощные супы, постные борщи, щи, крупяные каши без растительного масла.""""

    И меня в этом вопросе мало волнует, как я держу пост - меня волнует здоровье славянское, если Вы правильно меня поймёте.

    А борцов с постом нет. Пока мы не обсуждаем духовную составляющую поста, а она более важна чем материальная. Надеюсь с этим никто спорить не будет.
     
Статус темы:
Закрыта.
Загрузка...