О честном и животворящем Кресте. Святитель Григорий Палама. ч.1

Опубликовал Александр Шпорт в дневнике Путевые заметки... (автонекролог). Просмотры: 6604

Омилия XI1]

С древних времен Крест Христов был предвозвещен и представлен в виде образов; и если бы не было силы Креста, никто никогда не возмог бы примириться с Богом. Потому что после прародительского оного в раю Божием преступления чрез древо, грех ожил, мы же умерли, и прежде смерти тела, подверглись смерти души, которая заключается в удалении души от Бога. Та жизнь, которой мы жили после преступления, была жизнью в грехе и жизнью по плоти; грех же не покоряется закону Божиему, да и не может; так и живущие по плоти, не могут угодить Богу. И поскольку, как и Апостол говорит: "Плоть похотствует на духа, дух же на плоть" (Гал.5:17)2], - Бог же есть Дух и сама Доброта и Добродетель, и наш дух создан был по образу и подобию Его, но вследствие и по причине греха пришел в негодность, - то до тех пор, пока грех не будет упразднен и жизнь по плоти сведена на нет, каким образом мог бы кто обновиться во всем и стать угодным Богу? - Крест Христов именно и есть упразднение греха. Посему и некто из наших богоносных Отцев, будучи вопрошен одним из неверных: неужели он верит в Распятого? - ответил: "Да, - в Распявшего грех".


[​IMG]

Голгофа, место, где распяли Господа Иисуса Христа.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме


Многие же еще и прежде явления Креста Христова, бывшие до Закона и после Закона 3], были засвидетельствованы Самим Богом, как - друга Божии, и Царь и Пророк Давид, как, конечно, и сам тогда сущий в числе друзей Божиих, говорит: "Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже" (Пс.138:17). Но как же это так, что и прежде Креста они провозглашены: "Друзьями Божиими"? - Я вам объясню это, если вы окажете мне послушное и внимательное слушание (моих слов).

Как, например, еще прежде пришествия "человека греха, сына погибели", я говорю об антихристе 4]), возлюбленный Христу Богослов говорит: "И ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть" (1Ин.2:18), так и Крест был у праотцев и раньше того времени, как пришел в исполнение. И великий Павел еще яснее уча нас, что и раньше того времени, как придет, антихрист - уже среди нас, говорит, что "тайна его деется среди нас" (2Фес.2:7). Так и Крест Христов, и не явившись еще, был уже среди праотцев: ибо тайна его совершалась среди них. Я не буду ныне говорить об Авеле, Сифе, Еносе, Енохе, Ное и о тех, которые прежде Ноя угодили Богу, и которые, вообще, принадлежат к тому периоду, - чтобы нам начать от Авраама, который был наименован "Отцем многих народов": Иудеев - по плоти, нас же - по вере. Итак, я начну с этого по духу Отца нашего и от самого начала, свойственной ему, доблести, и от первого призвания его Богом. Какие первые слова, говоря ему, Бог произнес? - "Изыди от земли твоея, и от рода твоего, и иди в землю, юже ти покажу" (Быт.12:1). Таким образом, в самых этих словах заключалась тайна Креста, ибо это же прямо являет Павел, который, хвалясь Крестом, говорит: "Мне мир распяся" (Гал.6:14). Ибо для бегущего без оглядки из отечества или от мира, земное отечество и мир умерли и оставлены без внимания, а это и есть Крест.


[​IMG]

Путешествие Авраама

Но еще прежде чем он бежал от сожительства с нечестивыми, Бог говорит Аврааму: "Пойди из земли твоей, и иди в землю" - не которую Я дам тебе, но - "которую Я укажу тебе", этими словами как бы указывая на иную, духовную землю. Какие же были первые слова Бога Моисею после того, как он бежал из Египта и восшел на гору? - "Иззуй сапоги от ног твоих" (Исх.3:5). Здесь открывается иная тайна Креста, естественным образом вытекающая из первой. Ибо хотя ты, - говорит, - убежал из Египта и отверг служение фараону и презрел носить наименование "сына дочери фараона" и, насколько от тебя зависело, упразднил и покончил с миром злого рабства, но тебе долженствует к этому прибавить и самого себя. Что же означает это: "Иззуй сапоги от ног твоих"? - Это значит: разреши кожаные одежды, в которые ты оделся и в которых грех имеет действие и отстраняет тебя от святой земли. Итак, "Иззуй сапоги от ног" - это тоже, что и сказать: не живи более по плоти и в грехе, но да будет упразднена и умерщвлена противная Богу жизнь и рассуждение плоти и закон в членах, противящийся закону духа и пленяющий законом греха; пусть он более не одерживает верх и не имеет действия, будучи умерщвлен силою боговидения. Разве это не есть Крест? - Ибо Крест, опять же согласно божественному Павлу, означает: "Распять плоть со страстьми и похотьми" (Гал.5:24). Итак, "иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть". Эти же слова показали ему будущее освящение, имеющее наступить на земле благодаря Кресту, после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо тогда, взирая на величие зрелища: купину орошаемую в огне, - он предузрел имеющее некогда наступить пришествие Христово: потому что созерцание в Боге 5] есть тайна Креста, и оно-то проистекает из второй тайны (т.е. - из распятия себя миру), которая больше - первой (т.е. самого удаления от мира). Что то и другое неразрывно связаны друг с другом, явили и великий Павел и божественные Отцы наши: первый, говоря не только, что: "мне мир распяся", но и присовокупляя: "и аз миру"; а они - предписывая нам не спешить восходить на крест прежде креста; ибо, конечно, и то и другое являются выражениями и тайнами Креста. Итак, первая тайна Креста заключается в бежании от мира и удалении от близких по плоти, если они препятствуют благочестию и отвечающему сему образу жизни, и в телесном аскетизме, которое само по себе (без наличия духовных подвигов А.А.), мало-полезно, как говорит Павел (1Тим.4:8). Таким образом, согласно сей первой тайне Креста, нам мир и грех распяты, когда мы бежим от сего. Вторая же тайна Креста заключается в распятии себя для мира и страстей, когда они бегут от нас. Но не могут, конечно, они убежать от нас, ни мы не возможем разумно действовать, если только не будем в созерцании Бога: ибо когда упражнением в добродетели мы взойдем к созерцанию и когда украсим и очистим нашего внутреннего человека, изыскивая скрытое в нас самих божественное сокровище и вновь рассматривая находящееся внутри нас Царство Божие, тогда мы распинаем себя миру и страстям. Ибо некая теплота приходит на сердце от таких мыслей, которая, как мух, изгоняет злые помыслы и производит духовное умиротворение и утешение в душе и подает освящение телу, как говорит Псалмопевец: "Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь" (Пс.38:4). И это есть именно то, что и один из богоносных Отцов наших, поучал нас, говоря: "Приложи всякое старание, чтобы внутренняя твоя деятельность была в Боге, и тогда ты победишь внешние страсти". К этому же обращает наше внимание и великий Павел: "Духом ходите", говорит, "и похоти плотския не совершайте" (Гал.5:16). Посему и в ином месте он пишет нам в увещание следующее: "Станите убо препоясани чресла ваша истиною" (Еф.6:14): ибо созерцание укрепляет и лелеет добрые устремления, и подавляет плотские вожделения. И великий Петр еще более наглядно явил нам, что суть чресла и что есть истина. - "Препоясавши", говорит, "чресла помышления вашего, трезвящеся совершене уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым" (1Пет.1:13).


[​IMG]

Неопалимая купина. Свято-Екатерининский монастырь на Синае

Итак, поскольку дурные страсти и мир греха не могут совершенно быть далекими от нас, ни разумное действие производиться в наших душах, если только мы не будем в созерцании Бога, то посему и сие созерцание, распинающее миру удостоенных его, также является тайной Креста. Так и при Моисее оное созерцание горящей купины, являло тайну Креста, большую и более совершенную, чем та, которая была в призвании Авраама. Значит ли из этого, что Моисей был более совершенно посвящен в тайну Креста, чем - Авраам? Да и каким доводом мог бы кто подкрепить такое утверждение? - Ибо (надлежит знать) что тогда, когда Авраам был призван, в самом факте призвания еще он не был посвящен в эту третью тайну Креста, т.е. - созерцание, но это имело место позднее, после оного призвания, и не раз и не два, но часто, хотя у нас и не имеется достаточно времени, чтобы поведать обо всем. Напомню же вам (только) оное, чудеснее иных, созерцание, когда он явно узрел Единого Триипостасного Бога, Который еще не был возвещен в Троице. Ибо говорится: "Явися ему Бог у дуба Мамврийскаго и воззрев, виде, и се Трие Мужи, и притече в сретение Им" (Быт.18:1). Вот, явившегося Единого Бога он видел в Трех Лицах". Посему говорится: "Явился ему Бог, и се Трие Мужи", и затем, подбежав навстречу к Ним, он беседует как бы с Одним, говоря: "Господи, аще обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего". И они, вот, Три, как Один сущие, беседуют с ним. Ибо говорится: "Рече к нему: где Сарра жена твоя? Возвращаяся прииду к тебе во время сие в часы, и родит сына Сарра жена твоя". Когда же Сарра, услышав, засмеялась - "рече Господь: что яко разсмеяся Сарра жена твоя?" - Вот, Единый Бог - и Три Ипостаси, и Три Ипостаси - и Единый Бог; ибо говорится: "Рече Господь".


[​IMG]

Мамврийский дуб в Хевроне. Место, где Аврааму явилась Пресвятая Троица

И таким образом на Аврааме совершилась тайна Креста. Исаак же сам собою был образом Пригвожденного, быв послушен своему отцу даже до смерти, как и - Христос (Богу Отцу); и данный вместо него овен, предзнаменовал Агнца Божияго, данного ради нас на заклание; и чаща, в которой овен запутался рогами, была тайной образа Креста, почему и называется "Чащей Савек", т.е. "Чащей Оставления" 6], как и Крест именуется "Спасительным Древом". И на Иакове сыне Исаака совершилась тайна и образ Креста: ибо посредством древа и воды умножилось ему стадо. Ибо то дерево прообразовало Крестное Древо, а та вода - божественное Крещение, которое в себе заключает тайну Креста: "В смерть Христову крестихомся" (Рим.6:3), говорит Апостол. И Христос Древом и Водою, т.е. Крестом и Крещением умножил Себе на земле словесную паству. Но и еще отчетливее Иаков явил образ Креста: когда поклонился краю жезла и когда благословлял внуков, положив руки крест на крест. К тому же, будучи от начала до конца послушен родителям и посему возлюблен и благословен, и вследствие этого ненавистен для Исава, он таким образом всякое искушение доблестно перенося, в течение своей жизни имел совершаемую тайну креста. Посему Бог и сказал: "Возлюбих Иакова, Исава же возненавидех" (Мал.1:2).

Нечто подобное и среди нас имеет место, братие. Ибо подчиняющий себя духовным отцам, согласно реченной апостольской заповеди: "Чада послушайте своих родителей" (Еф.6:1), тот, - как по своему послушанию подобный возлюбленному Сыну Божию, и сам бывает возлюблен Богом; непослушный же, как чуждый подобия в отношении Возлюбленного Сына, и Богом ненавидим бывает. И как сбывающееся не только в отношении Иакова и Исава, но и всегда и среди всех, Премудрый Соломон, являя это, говорит: "Сын послушный будет в жизнь, непослушный же - в погибель".

Но разве сын послушания Иаков к тому же не в большую был посвящен тайну Креста, именно - в созерцание, благодаря чему человек более совершенно распинается и умирает греху, и живет для добродетели? - Да! Ибо сам он свидетельствует о себе и относительно Богосозерцания и спасения: - "Видех бо Бога", говорит, "лицем к лицу, и спасеся душа моя" (Быт.32:30). "Где - те, которые, находясь в нашей среде, обнаруживают пустой и неправославный образ мыслей? - Пусть они выслушают, что Иаков видел лице Божие, и не только не лишился, вследствие сего, жизни, но, как сам он говорит, еще и "спасеся", хотя Сам Бог говорит: "Никтоже узрит лице Мое, и жив будет" (Исх.33:20). Так что же, быть может, есть два Бога: Один, имеющий лице, подлежащее видению Святых; Другой же - имеющий лице, превосходящее всякую возможность видения? - Прочь, такой абсурд! - Но (это надо понимать в том смысле, что) зримое лице Божие есть не иное что, как божественная благодать и действие являемое на достойных. А то лице, которое отнюдь не может подлежать зрению, надлежит разуметь в том понятии, когда имеется ввиду превосходящее всякое описание и видение естество Божие: потому что никто, как написано, Бога в лице и в естестве и не видел и не возвестил.


[​IMG]

Отверстие, в которое был воодружен Крест Христов.
Голгофа. Храм Гроба Господня в Иерусалиме


Итак, созерцание в Боге и божественная тайна Креста не только отгоняет от души дурные страсти и производящих их демонов, но и опровергает ложные мнения и их проводителей и изгоняет их из оград Священной Христовой Церкви, в недрах которой находясь, нам отрадно ныне праздновать и разъяснять божественную благодать и действие Креста, совершаемый на Праотцах еще до явления Креста в мир.

Продолжение тут:
О честном и животворящем Кресте. Святитель Григорий Палама. ч.2 | I Православный Форум Украины

Прошу молитв святителю Григорию о грешном Александре
Вам необходимо войти для комментирования