Просматривает записи дневников в категории: Православие Украины

  • Александр Шпорт
    Слава Богу за все!
    Вчера, 4.11.2021 отошел ко Господу Мстислав, дежурный кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Николаева.
    Нашел недавно его фото с паломничества на Святую Землю в 2014 году.

    Елеонская Гора, место Вознесения Господня.
    Крайний слева, в синей футболке.

    blob.jpg


    Напротив Храма Воскресения Господня после ночной Божественной литургии.

    blob.jpg


    Могила находится на кладбище перед въездом в Октябрськое, у кольца. 8 сектор. Похоронен возле бабушки и дедушки (у них фамилии Тимофеевы). Там еще рядом могилы цыган.


    tomb.jpg
  • Александр Шпорт
    Рождество Пресвятой Богородицы.jpg

    Открытку прислала в вайбер Анна, которая работает на ТВ.

    Хорошую проповедь нашел к празднику. И про смирение есть:

    "Не чрез свои добродетели должен был быть восстановлен в людях истинный образ Божий, по которому они созданы, но чрез неведомое миру смирение, привлекающее к людям Божественную благодать (Притч. 3, 34). Такое смирение и явила в Себе Пресвятая Дева, наименованная от Ангела и действительно соделавшаяся Благодатною (Лк. 1:28, 30)....

    Исполнимся же, братие, и мы такого же смирения в добродетелях своих, каким исполнена была Пресвятая Дева, чтобы подобно Ей привлечь к себе благодать."

    Полностью тут:
    3. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы, Проповеди - священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской


    На престольном празднике люди выходили из кафедрального собора так долго, что крестный ход успел обойти вокруг храма. Кольцо молящихся православных полностью окружило церковь. И когда увидел, что люди еще выходят, а уже подходят люди с крестом и фонарем - очень радостно стало.
  • Александр Шпорт
    5 августа 2021 года исполняется 20 лет со дня канонизации святого праведного воина Феодора Ушакова. Его жизненный путь полон назидательными для нас событиями и многие из них имеют самое непосредственное отношение к Николаевскому краю, Югу Украины и Черноморскому флоту. Ниже приводим некоторые из найденных сведений в надежде, что они могут быть полезны для спасения души православным, особенно живущим в Николаевской епархии.

    Одно из первых упоминаний о связи Ушакова с Николаевом связано с кораблем “Святой Николай” - первым фрегатом, построенным здесь в 1790 году. Его командир, Михаил Львов, заслужил особое внимание у Феодора Ушакова. Находясь на борту его флагманского корабля "Рождество Христово", Львов участвовал в сражении. Затем Федор Ушаков отправил Львова к основателю Николаева - князю Григорию Потемкину с донесением о победе. Сообщение также содержался положительный отзыв о командире фрегата “Святой Николай”.

    С Потемкиным Ушаков общался часто, в т.ч. посредством переписки. Именно светлейший князь дал совет Ушакову набирать корабельные экипажи из украинских казаков, так как они лучше знают местную ситуацию - впоследствии 90 процентов матросов у Федора Ушакова на корабле были украинцы-казаки.

    Выдающийся флотоводец также был в Николаеве 20 ноября 1791 г., когда здесь провожали в последний путь тело скоропостижно скончавшегося князя.

    В этот день в присутствии архиепископа Таврического Моисея и командира Черноморского флота контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова на стапеле Николаевского адмиралтейства был заложен 90-пушечный фрегат, предназначенный к постройке еще самим Потемкиным. На то время, это был самый большой на Черноморском флоте. «Святой Павел» был спущен на воду в августе 1794 и, как лучший корабль флота, стал флагманским кораблем адмирала Ф. Ф. Ушакова.

    90-пушечный корабль святой Павел - флагман Ушакова, построенный в Николаеве.jpg
    90-пушечный корабль святой Павел - флагман Ушакова, построенный в Николаеве

    Федор Федорович Ушаков высоко ценил работу первых николаевских кораблестроителей. В рапорте Г. А. Потемкину от 19 февраля 1791 года он писал: "В проезде поем через Николаев осматривал я строящиеся там корабль, фрегаты и легкие суда и донесть честь имею, что оные, по замечанию моему, будут весьма хороши, работы производятся с лучшим успехом во всяком порядке. С отменным же удовольствием видел во всех частях порядок и успехи в заведениях сего нового места, равно и в Богоявленске”.

    Также Ушаков принимал участие в материальных нуждах города - в 1794 г. отправил для строительства города и адмиралтейства порцелана (мрамора) и 20 000 кирпичей. Кроме того он привез в Николаев акации, которые впоследствии стали одним из символов города.

    Стоит отметить эпизод, когда русская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова победила превосходящую силами турецкую эскадру у Тендровской косы. (Которая находится в 14 километрах от Кинбурна).

    Флотоводцу довелось также потрудиться и в Херсоне. Здесь, за успешную борьбу с чумной эпидемией и организацию работ по строительству кораблей, Ушаков был награжден орденом святого Владимира.

    Достойны памяти и сведения о духовных качествах святого Феодора Непобедимого.

    В Деянии о его канонизации указано: «Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех».

    Небесные покровители моряков - святитель Николай, апостол Андрей и праведный Феодор Ушаков.jpg
    Небесные покровители моряков:
    святитель Николай, апостол Андрей и праведный Феодор Ушаков

    При руководстве Севастополем святой праведный Феодор Ушаков организовал здесь обширные ремонтные и строительные работы. В том числе перестраивалась соборная церковь святителя Николая. Эти и другие работы часто оплачивал он сам из своего жалованья.

    В это время прославленный контр-адмирал имел возможность регулярно посещать церковные службы. Сохранилось свидетельство о его жизни в Севастополе, когда он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных».

    О вере выдающегося флотоводства особенно свидетельствует последний период его земной жизни. Отойдя от служебных дел, Феодор переехал в деревню вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, "адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители... вел жизнь уединенную... по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам... В Великий пост живал в монастыре, в келлии... по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал... По временам жертвовал... обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения."

    Во время отечественной войны 1812 года на свои средства он устроил госпиталь для раненых и помогал нуждающимся значительными суммами из личных средств. Не только крестьяне окрестных деревень и жители города Темникова, но и из отдаленных мест приезжали к нему многие. С страдальцами, лишившимися имуществ, делился он тем, что имел; обремененных скорбию и унынием утешал непоколебимою надеждой на благость Небесного Промысла.

    Информация для этой статьи была найдена в литературе, посвященной Феодору Ушакову, а также во Всемирной сети. В том числе в сетевой версии книги “Легендарные имена. Ушаков“ О. Н. Вассель (2010 г.) и при помощи краеведческого сайта forum.bazar.nikolaev.ua. Стоит отметить, что помимо приведенных выше существует еще много сведений о связи святого Феодора Ушакова с Николаевщиной и православием. Думаются, что дальнейшие исследования в этом направлении являются перспективными для изучения истории родного края и утверждения православной веры.
  • Александр Шпорт
    Мученик Стефан родился в 1898 году в селе Константиновка Мелитопольского уезда Херсонской губернии.

    ...Когда Степану исполнилось девять лет, родители отдали его в церковноприходскую школу, в которой он проучился три года, после чего поступил в училище при Григорие-Бизюковом монастыре, где учился два года. В это время настоятелем монастыря был архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и монастырь славился благочестием иноков и миссионерской деятельностью. Время, проведенное в Григорие-Бизюковом монастыре, оказало на Степана весьма благотворное влияние и сказалось потом на всей его жизни...

    Особенно его поразило, как и многих верующих русских подростков, житие святого праведного Алексия, человека Божия...


    Степан начал усердно молиться Богу, чтобы Господь указал ему, как поступить. И в сновидении после молитвы ему было возвещено, что он должен отправиться в Москву, где ему будет сказано, что надо делать. И в начале апреля 1923 года он оставил дом, жену, дочь и хозяйство и направил свой путь в Москву...


    В период пребывания Степана в Москве скончался патриарший архидиакон Константин Розов. Отпевание и похороны были назначены на 3 июня в три часа дня на Ваганьковском кладбище. Народу собралось множество. Когда гроб с телом почившего был внесен в церковь, двери храма закрыли и к ожидавшей толпе вышел священник и сообщил, что похороны архидиакона переносятся на утро следующего дня ввиду того, что не успели приготовить могилу и не прибыли ближайшие родственники.Люди еще не разошлись, когда на возвышение взошел Степан и сказал проникновенное слово о почившем архидиаконе, а затем, обращаясь к народу, прибавил:— Время сейчас очень трудное, тяжелое, но это время избавления народа от греха, поэтому прошу вас — не забывайте Бога. Крестите детей. Не живите невенчанными. А главное, живите по совести. Настанет время, когда православные христиане воспрянут, Бог этих богоненавистников свергнет.Во время его речи милиция попыталась арестовать проповедника, но народ стоял стеной и не допускал. Тогда был вызван наряд милиции, Степан был арестован и на пролетке отвезен в отделение милиции.

    Здесь ему предложили заполнить анкету. Степан на вопрос, к какому он принадлежит государству, написал: «Новому Иерусалиму». А для неосведомленного следователя пояснил: «Сходящему с небес». На вопрос о профессии написал: «Жнец». О работе: «Свидетель слова Божия, проповедник». На вопросы, где работал, на какие средства жил и владел ли каким недвижимым имуществом, написал: «По воле Иисуса Христа всем тем, что подавал Иисус Христос». На вопрос о воинском звании ответил: «Воин Иисуса Христа». На вопрос анкеты об имущественном положении Степан написал: «Вечное Евангелие внутри меня»...

    Вы принимали участие в гражданской войне?— В гражданской войне я участия не принимал. Способ избавления от грехов беззакония — это обращение людей к правде, то есть признание Иисуса Христа Сыном Божиим. Я не могу придерживаться этой власти, потому что никто не может угодить двум господам. Эта власть вредна, потому что она идет против Бога. Я желаю власть ту, которая всецело повинуется Иисусу Христу, Сыну Божию.Эта власть — тьма, а при той власти люди ходили бы в свете...

    31 августа 1923 года Степан был вызван следователем Казанским на допрос. На заданные вопросы Степан ответил: «По приходе моем в Москву, я по пути свернул в Данилов монастырь, где пробыл всего несколько дней; здесь исповедовался, не помню у кого. Некоторые прихожане, которых я не знаю, приглашали меня к себе иногда закусить, иногда переночевать. Был также в Донском монастыре, где также исповедовался, у кого — не помню. При пребывании моем в Москве я слышал от людей о смерти архидиакона Розова и предстоящих его похоронах на Ваганьковском кладбище, что и заставило меня отправиться на кладбище. Больше по моему делу показать ничего не имею и показывать не буду».22 сентября сотрудник 6-го отделения секретного отдела ОГПУ составил заключение по «делу». «Спрошенный в качестве обвиняемого гражданин Наливайко, — писал он, — показал, что, выступая с антиправительственной речью, он лишь выполнил миссию проповедника, выполняя повеление Божие обличать правителей, данное ему в сновидении; что примириться с существующей неправославной властью он не может и впредь будет бороться с нею, но не оружием, а словом. Содержась под стражей, гражданин Наливайко направил два заявления следователю, полные упреков советской власти за якобы большое притеснение народа и предсказывая близкое ее падение... Полагаю: признать Наливайко элементом социально опасным и, руководствуясь декретом ВЦИК от 10.8.22 года, подвергнуть его высылке в административном порядке в Архангельскую губернию сроком на три года».«На три года в лагерь», — исправил начальник 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Тучков.
    ...

    Дочь Раиса должна была пойти в школу, но когда ей исполнилось семь лет, Степан написал из ссылки: «Ни в коем случае не отдавайте в школу». Он помнил и свое церковное обучение, и заветы святых отцов, таких как святитель Василий Великий, который говорил, что лучше вообще остаться без светского языческого образования, чем, по-мирски образовавшись, повредить своей душе. Домашние послушались Степана, который пользовался и дома, и в селе большим авторитетом, и не отдали девочку в школу. Учителя приходили к ним домой и принуждали отдать ее в школу, но родители Степана держались в этом отношении твердо.


    Источник:
    Мученик Стефан Наливайко
  • Александр Шпорт
    (Из размышлений святителя Николая Сербского о причинах глобальной трагедии – Второй мировой войны. Написано во время пребывания в немецком концлагере Дахау в 1944-45 годах. Актуально и для нас.)

    "Мы оскорбили Господа и были наказаны...

    Попрали все, что было свято для наших отцов, и сами ныне попираемы.

    Не было в наших школах веры, в политике – честности, в армии – патриотизма, на государстве – благословения Божия. Потому погибла и школа, погибла политика, армия и государство.

    Двадцать лет мы старались не быть похожими на самих себя, и за это покрыла нас тьма чужеземная.

    За двадцать лет поруганий над предками, стремившимися к Царству небесному, мы и земное царство потеряли, царство грехом прокаженное. Какой мерой мы предкам своим и Господу меряли, такой и нам отмерилось."

    Полностью тут:
    Сквозь тюремное окно - святитель Николай Сербский - читать, скачать
  • Александр Шпорт

    Схиархимандриту Иоанну (Маслову) было 9 лет когда началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а мальчик остался в семье за старшего. С детства он много трудился, затем служил в армии, где открыто исповедовал свою веру. Вернувшись со службы Иван стал на путь служения Богу - в 1954 году ушел в монастырь. За усердное исполнение заповедей получил от Господа дар чудотворений, прозорливости, мог изгонять демонов, исцелять тело от неизлечимых болезней, а душу от гнездившихся в ней страстей. Еще в годы учебы в Духовной Академии ему, студенту, было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, кроме того, он исповедовал богомольцев. Некоторое время отец Иоанн был духовным наставником митрополита Николаевского и Очаковского Питирима.

    Ниже вниманию читателя почтительно предлагается отрывок из труда отца Иоанна "Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении".


    По учению Святой Православной Церкви, покаяние является вторым крещением. Возрожденный в Таинстве Крещения христианин после совершения греха снова духовно умирает и, если он пребудет в этом состоянии до смерти, то он лишает себя всего того, что даровал Господь человечеству Своим пришествием на землю. Милосердие Божие не оставляет человека согрешающего и после крещения. Оно дает ему еще одно примиряющее средство – покаяние, которое является уже последним даром милости Божией для спасения грешника. Поэтому перед всяким человеком стоит единственный выбор: или каяться и иметь вечную блаженную жизнь, или оставаться во грехах и навлечь на себя вечное осуждение. Иного пути нет. Следовательно, христианин, истинно желающий спасения, обязан прибегать к покаянию.

    Истинное покаяние состоит не только в исповеди содеянных грехов перед духовником в какое-то определенное время; оно должно стать для христианина целожизненным подвигом на всех ступенях его нравственного развития, постоянным спутником на пути достижения Царства Небесного.

    Ввиду такой важности и необходимости покаяния святитель Тихон Задонский придает ему величайшее значение в деле спасения христианина. Он широко и многосторонне раскрыл в своих творениях сущность истинного покаяния и на многочисленных примерах очень ярко показал всю его спасительную силу.

    Для того чтобы показать кающимся христианам действенность покаяния, его силу и результат, Задонский святитель в своих сочинениях приводит множество примеров из истории Ветхого Завета, которые наглядно показывают, что Господь не отвергает ни одного кающегося, но, наоборот, ждет покаяния от грешника и всякому обращающемуся подает Свою Божественную благодать, вспомоществующую ему на этом пути. Покаяние подобно горе, на которой спасся праведный Лот от гнева Господа, попалившего Содом и Гоморру. На эту спасительную гору призывает святитель всех хотящих спастись: «Бежи убо, бежи, грешниче, в сию гору, пока еще гнев Божий, как огнь от Господа с небесе, не спал, и не озирайся вспять» (2:220). Бог также простил ниневитян, беззаконновавших, но покаявшихся, помиловал Манассию, царя Иудейского, и принимал после покаяния народ израильский, многократно отступавший от Него. В Новом Завете также имеется бесчисленное множество примеров, являющих милосердие Божие к кающимся грешникам: апостол Петр, трижды отвергшийся от своего Учителя и плакавший о своем согрешении, с любовью принят в лик апостольский; мытарь, великий грешник, «во едином часе ко Христу возопивший», получил прощение; грешнице плакавшей «отпущены грехи многи»; разбойнику, на кресте покаявшемуся, двери рая отворены. И вообще Господь устами пророка говорит: «Не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быта ему» (Иез. 33, 11) (1:8; срав. 2:229).




    Раскрывая на приведенных примерах величайшую спасительную силу покаяния, святитель Тихон призывает всех христиан совлечься греховного рубища и покаянными слезами «убелить ризы душ своих», чтобы по смерти непостыдно явиться Лицу Божию и войти в небесный чертог Христов для вечной жизни (4:378). Покаяние не только готовит христианина к вечной жизни и указывает путь в нее, но, сопровождая до гроба, отверзает ему и самые врата рая (5:105). Как пишет святой отец, покаяние есть и воскресение духовное. Пока человек находится во грехах, он, хотя и живой телесно, но духовно мертв. Поэтому через покаяние ему следует воскреснуть духом еще при жизни на земле, чтобы и в день всеобщего воскресения воскреснуть не для осуждения, но для вечной жизни на небесах (Ин. 5, 29) (2:235).

    Итак, когда грешник в глубине своего сердца осознает свою греховность, обратится к Богу и воздаст Ему благодарение как своему Создателю и Искупителю, тогда он сможет духовными очами увидеть перед собой Бога, по слову Псалмопевца: «Предзрех Господа предо мною выну» (Пс. 15, 8), и это будет верным признаком его «истинного покаяния и воскресения духовного» (4:156). Святитель подчеркивает, что для истинно покаявшегося смерти уже не существует, она утратила над ним свою власть и силу (1:83). Иными словами, истинное обращение к Богу с сокрушенным сердцем, сожалением и плачем о своих согрешениях действительно освобождает человека от горести вечных мучений в жизни будущего века, ибо Господь судит не по прошлой греховной жизни, но по настоящей, и «не множество грехов погубляет грешника, но нераскаянное житие» (5:29; срав. 4:94). Именно тот, кто с усердием несет покаянный подвиг, всеми силами старается уклоняться от греха, изволяет лучше бедствовать, терпеть всякую напасть и принять даже смерть, чем согрешить, снова навлечь на себя грев Божий и отпасть от Его милости, и бывает наследником вечной жизни. И если таковому по немощи и случится в чем согрешить, то он сокрушается и печалится, как бы что великое потерял, с глубочайшим смирением повергает себя перед Богом и богобоязненно взывает: «Отврати Лице Твое от грех моих» (Пс. 50, 11) (2:233). После исповеди, начав новый, праведный образ жизни, человек действительно как бы вновь рождается, начинает питать свою душу вместо бывшей пищи греха и страстей пищей слова Божия и Святыми Тайнами Христовыми, возрастая «в мужа совершенна» (2:235). Богоподобные свойства души, освободившиеся от гнета греха, начинают действовать во всей своей силе. Человек становится сострадательным, терпеливым, милостивым. Он никогда не дозволяет себе осуждения согрешающих, но, вспоминая свое окаянство, жалеет и прилежно молится о них Богу (2:234). В очищенное от грехов и сокрушенное печалью сердце его приходит Христос со Своим утешением, которое состоит в отпущении грехов, даровании благодати Святого Духа и обетовании вечной жизни (5:104). Благодать, вселившаяся в сердце, обновляет его и, украшая плодами добродетелей, делает храмом Духа Святого (2:232). Человек с таким обновленным сердцем становится чутким к восприятию слова Божия, призывающего его на всякое доброе дело. Христианин находит в слове Божием для себя силы, чтобы «дела Божий делать и во пути заповедей Его идти» (2:232).

    Таким образом, чем более последователь Христов очищает свою душу от пороков, тем яснее в ней начинает блистать образ Божий, «прекрасная и любезная его доброта» (3:89). И как стекло по мере очищения становится прозрачным и более способным пропускать через себя поток света, так и душа, обратившаяся от грехов к Богу, чем более покаянием и верою во Христа очищается от грехов, тем более и более просвещается благодатью Божией (2:47). Человек в таком состоянии сподобляется мира с Богом, благодатно воссоединяется с Ним и, будучи обновленным во всем нравственном своем существе, становится для Отца Небесного любимым сыном, для которого временная смерть уже не страшна (1:78).

    Источник: Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
    "Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении"





    В 1941 году отца Ивана Маслова, будущего схиархимандрита Иоанна (Маслова), забрали на фронт. Иван, которому было 9 лет, остался в семье за старшего. Он помогал матери во всём: шил, прял, ткал, вязал, готовил, исполнял все сельскохозяйственные работы. Старец как-то рассказывал своим духовным детям, что плел на всю семью лапти из лыка, а из тонких веревочек – чуни, занимался и пчеловодством. С 12 лет Иван начал работать в колхозе. Пас коров, пахал, сеял, косил, собирал плуги, научился делать повозки. В школу ходил за 6 километров в село Сопич. Благодаря природной одаренности Иван учился очень хорошо.

    В 22 года Иван ушел в Глинскую пустынь и всю оставшуюся жизнь посвятил Богу. В то время в обители подвизались такие великие старцы, как схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов). Впоследствии отец Иоанн написал уникальный труд – докторскую диссертацию «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках». В 1991 году отцом Иоанном был закончен «Глинский Патерик», включающий 140 жизнеописаний Глинских подвижников. Благодаря своим богословским трудам, отец Иоанн известен сейчас не только как старец-духовник, но и как духовный просветитель.

    Перепечатано 9.12.20 ю.к. отсюда:
    Как стать для Отца Небесного любимым сыном. Схиархимандрит Иоанн
  • Александр Шпорт
    Лучшая социальная сеть - это Православная Церковь. Можно пообщаться со святым апостолом Андреем Первозванным, святителем Николаем Чудотворцем и даже с Богом.


    А вот недавно нашел случай, записанный преподобным Нестором Летописцем, связанный со святителем Николаем Чудотворцем. Привожу в украинском переводе для разнообразия:

    + × +
    Одного дня прийшов я задля якоїсь потреби до граду, і сів у одному місці, і ось якась жінка, якої не знав раніше, прийшовши, сіла біля мене. Говорила, що з іншого міста прийшла. Немов від Бога спонукана, оповіла вона мені про святих: про святого отця Николу, і про блаженних страстотерпців Бориса і Гліба. Ту [розповідь] я зараз переповім вам. Але послухайте, братіє, з великою старанністю і не закиньте невченості моїй. Був, отже, — каже, — день святковий святого Николи. Всі пішли до церкви його. Вона ж, взявши роботу свою, почала працювати. Жінки ж інші, побачивши її за роботою, почали її кликати до церкви, і лаяти її, говорячи: “Що твориш, працюючи в день святого Николи і не йдучи до церкви?” Вона ж не послухала їх, але лишалася в домі своєму, працюючи. І ось раптом заїхало троє мужів у білому на подвір’я її. Вона ж, виглянувши з дверей, побачила їх. Був один старий, а двоє юних обабіч його. Ті говорять: “Гей, жінко, як сміла образити отця нашого Николу, в день його працюючи, [а] до церкви його не йдучи?” Вона ж відповіла їм, кажучи: “Я є жінка вдóва убога, належить мені працювати, і нема чого мені до церкви ходити”. Говорить знову старий до юних: “Що ви говорите так із нею, розкидайте її хату”. Вони ж, підійшовши, розметали будову до підлоги. І, підійшовши, старий, взяв її за руку праву, і викинув її геть із будинку. І була немов мертва. Сусіди ж, побачивши її, що так лежала, взявши, понесли її до іншого будинку, той бо був розметаний святими. Поклали її і сіли над нею, бажаючи щось почути від неї. Вона ж не могла ні очі звести, ні вустами рухати, але була, немов мертва. Не їла нічого, хіба тільки розтуляли їй уста, і так вливали ложкою або молоко, або воду. Перебувала так до Святого Великого Посту. Як настав тиждень М’ясопусний, взяли її і понесли до церкви святого Николи. І коли помолилися над нею, ледве дещо бачити почала, і немов зі сну збудившись, почала просити їсти. І споживши їжі, змогла виповісти всім те, що сталося. Рука ж її права була немов суха, так що ні трохи її не відчувала. І так було літ 3. Почувши ж [про] чудеса, що бувають від святих страстотерпців Бориса і Гліба, зібравшись, пішла в град той, де тіла святих, і перебувала у церкві їхній день і ніч, молячись їм. І однієї ночі, як спала вона перед дверима церковними, вийшли святі, підійшовши до неї, говорять їй: “Перехрестися”. І говорить їм вона: “Пани мої, бачите, що рука моя права сухою є. І як можу перехреститися?” І один, приступивши, взяв її за суху руку, і хотів щось говорити до неї. І в цей час пономар, прийшовши, почав відмикати церкву. Вона ж збудилася і вже не бачила святих. Рука ж її однак була сухою. І, зайшовши до церкви, молилися святим, аби зцілення руки отримати. Почали ж співати заутреню, була бо неділя в той день і Успіння Богородиці. Вона ж стояла в притворі церковному, молячись. І ось раптом упали її золоті кільця, які носила у вухах своїх, і, котячись, лягли біля раки святих. Їх узявши, віддала жебракам. Зразу по тому почала боліти суха рука її, яку перше не чула. Не стерпівши [болю], хотіла піти з церкви, але не дали їй ті, що були з нею. І коли Євангелію читали, відірвався від шиї пояс, яким була рука її підв’язана, і упав на землю. Рука ж її витяглася і була цілою, як і друга. І прославили всі Бога і святих його страстотерпців Бориса і Гліба. Це ж все, що було з нею, оповіла мені сама, сидячи [біля мене]. Я ж прославив Бога, Котрий сподобив мене чути все це, що хотів
    × + ×
    Источник:
    Печерські тексти про свв. мучеників Бориса і Гліба.


    Перевод выполнен Ириной Жиленко. Точных сведений о ней пока не нашел, но раньше я уже читал святоотечесие тексты в переводе Ирины Жиленко, вот например предисловие к Киево-Печерскому Патерику.
    Слово до читача. Патерик Києво-Печерський.

    Судя по этим двум текстам и по тому, что читал раньше, она компетентна в церковной истории и нормально относится к Церкви Думаю это та же Ирина, которая перевела вышепреведенный текст про нерадивую женщину.

    Прошу молитв святому Апостолу Павлу о мне, грешном Александре.

    29.11.2020 ю.к.
    Мученика Парамона Вифинского и с ним 370-ти мучеников (250)



    Обновление от 5.12.2020 ю.к.
    Нашел дополнительную информацию про Ирину Жиленко:
    "Ірина Жиленко, кандидат богослов’я, провідний науковий співробітник Національного Києво-Печерського історико-культурного заповідника"
    Источник: Официальный сайт Николаевской епархии
  • Александр Шпорт
    Способность Святителя Иннокентия Херсонского воздействовать на умы поражала.
    Князь Александр Потемкин писал ему с фронта: "С большим удовольствием получил вашу книгу - собрание тех речей, которые послужили услаждением нашим героям-мученикам.

    Из книги "Жития одесских святых"
  • Александр Шпорт
    Слава Богу, смиренному сердцем!

    Вникая в Предание Церкви, пришел к выводу, что одним из самых смиренных подвижников считается преподобный Макарий Великий. Но при этом в молитвословах о даровании смирения советуют молить я не ему, а праведному Алексию, человеку Божию и преподобному Сергию Радонежскому.

    Что интересно трое этих святых хотели быть монахами, но откладывали свое желание из почтения к родителям, которые были против. И святой Макарий даже женился за послушание родителям, надеясь на промысл Божий.

    О его смирении можно судить по некоторым моментам жития:

    ...Однажды его оклеветали в соблазнении девицы из ближнего селения. Святого вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.
    Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест...

    ... как-то он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал: "Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это - твое смирение"...

    ...Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого Богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение
    ...

    К тому же, если сравнить жития преподобных Макария и Сергия, то видно что у первого намного больше чудесных свидетельств о том, что он был избран Богом и угодил Ему.

    Тем не менее преподобный Сергий почитается больше, и храмов в его честь больше. Служба преподобному Макарию шестеричная, а преподобному Сергию Радонежскому - бденная. Как к этому относиться - не знаю. Есть только мысль, что мир лежит во зле, а значит и в гордости. Поэтому людям трудно понимать и ценить смирение.

    У нас, кстати, в храме преподобногого Сергия Радонежского есть его икона с частичкой мощей. Так, что на престольном празднике сугубая благодать была. Вот смотрю на клириков храма и духом уношусь в Троице-Сергиеву Лавру, к мощам Преподобного....

    IMG-117e605d3785f469fecad67f0d57d456-V.jpg



    У кого есть возможность, попросите пожалуйста монахов на Афоне помолиться о мне, грешном Александре.
  • Александр Шпорт
    Христос Воскресе!

    В календаре Почаевской Лавры за 2019 год нашел старинное фото с преподобным Амфилохием Почаевским:

    Преподобный Амфилохий4-.jpg

    Интересно, что на фото будущий святой скраюшку. И именно его прославил Бог, а всех остальных, кто на фото я даже не знаю... А вот из предисловия к его житию:

    "Жизнь прожить - не поле перейти", - гласит народная мудрость. Одному все пути, дороги с детства широки и открыты, другому - путь узок и с тернием; кто всю жизнь для себя богатеет, а кто для людей. Про таковых, отдавших свою жизнь Богу и людям, слова премудрого Соломона: "Пути праведных подобно свету светятся, они переходят к нам и просвещают путь к спасению" (Пртч. 4,18). Эти слова, как никакие другие, относятся к жизненному пути угодника Божьего, Преподобного схиигумена Амфилохия, ибо многие люди стали на путь спасения благодаря общению с ним. Мудрость, смирение, любовь к людям, истинная любовь к Богу, его подвиг врачевателя человеческих тел и душ всегда сопровождали старца Иосифа (в схиме Амфилохия) по его нелегкому пути во Христе." (Читать подробнее ... )



    P. S. С Почаевом связана история еще одного удивительного подвижника - преподобного Мефодия Почаевского. Информация о нем есть на страничке Свято-Духовского скита.
  • Александр Шпорт
    "Не сбросим же с себя тех крестов, какие возложил на нас Спаситель наш, но облобызаем их и понесем, доколе Господь судит нам нести их в жизни сей. А когда станет трудно нам, пойдем к подножию Креста Христова и вспомним: сколько страданий Он перенес ради нас и нашего ради спасения. Итак, не к покою и благополучию мирскому зовет нас Христос Бог, но к подвигу и страданиям духовным (за Его Святую Церковь)"
    (Речь при вступлении на Елисаветградскую кафедру. Источник - книга о святых Одесской епархии)



    За десять лет до принятия мученической кончины, находясь в ссылке, архиепископ Онуфрий писал: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). Какой смысл гонений на служителей Христовых — ссылок, тюрем? Все это совершается не без воли Божией. Значит: в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу. Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни... Это слова Божии. Следовательно, они непреложны. Таким образом, гонения за верность Богу имеют для исповедников свои результаты: вечную радость, небесное блаженство... Отчего же скорбеть нам, служителям Христовым, рассеянным по тюрьмам и глухим безлюдным селениям?.. Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи в гонениях путем каких-либо компромиссов, сделок со своей совестью. Гонения — крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти. Не оглядываться назад или по сторонам с унылым видом, а смело вперед идти, отдавшись на милость Божию, как говорит Спаситель: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62)»


    [​IMG]



    Ссылки на хорошие ресурсы о нем:


    Священномученик Онуфрий Гагалюк, архиепископ Курский и Обоянский - Главная | Facebook

    https://watanabe-cdg.livejournal.com/126178.html
    (в этом сайте много хороших статей по новомученикам)


    Прошу молитв священномученику Онуфрию о грешном Александре.
  • Александр Шпорт
    Нашел 5-ую и 6-ую по счету темы, созданные на форуме. 2009 год...

    Начинаем действовать! | I Православный Форум Украины

    С чего начать. | I Православный Форум Украины

    Нашел через страницу сообщений иерея Павла. Третий по счету зарегестрировавшийся пользователь. А вот самый первый зарегестрировавшийся:
    http://pravoslavie.org.ua/members/tov-admin.1/

    ***

    Недавно разбирался, почему день памяти Блаженной Матроны обычно 8 марта по григорианскому календарю, а в этом году - 7 марта.

    Почитал о различных календарях. Оказывается сегодня 25 февраля 7528 год от сотворения мира по Византийскому календарю. 25 февраля 2020 года по юлианскому календарю. 9 марта 2020 года по григорианскому календарю.

    ***

    В Повести временных лет есть характерный эпизод, об отношениях наших предков с греками:


    В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, – да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, – так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) – человеческой, а эта – Божьей. «Ибо ищущие мудрости найдут». «Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество?» (Притч.1:20–22). Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души» (Притч.13:20); и: «Склонишь сердце твое к размышлению» (Притч.2:2); «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (Притч.8:17). Господь сказал: «Приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин.6:37).

    Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами.
  • Александр Шпорт
    В Повести временных лет есть предания о ветхозаветных временах. Например после описания смерти Святополка (убившего своих братьев святых князей Бориса и Глеба) есть предание о Ламехе. Что он убил двух братьев Еноха и взял себе их жен:

    "...пробежал он через Польскую землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою. «Праведный суд постиг его, неправедного, и после смерти принял он муки окаянного: показало явно... посланная на него Богом пагубная кара безжалостно предала его смерти», и по отшествии от сего света, связанный, вечно терпит муки. Есть могила его в том пустынном месте и до сего дня. Исходит же из нее смрад ужасен.
    Все это Бог явил в поучение князьям русским, чтобы если еще раз совершат такое же, уже слышав обо всем этом, то такую же казнь примут, и даже еще большую той, потому что совершат такое злое убийство, уже зная обо всем этом. Семь казней принял Каин, убив Авеля, а Ламех 70, потому что Каин не знал, что придется принять мщение от Бога, а Ламех совершил убийство, уже зная о казни, постигшей прародителя его. «Ибо сказал Ламех женам своим: «Мужа убил во вред мне и, юношу убив, нанес сам себе беду, потому, сказал он, и 70 мщений положено мне, что, зная обо всем, сотворил я это» (Быт.4:23–24). Ламех убил двух братьев Еноховых и взял себе жен их; этот же Святополк – новый Авимелех, родившийся от прелюбодеяния и избивший своих братьев, сыновей Гедеоновых; так и свершилось."

    ***
    20.01.20 ю.к​

    А вот из Киево-Печерского Патерика:
    "Этой же церкви Создатель, и Устроитель, и Художник, и Творец – сам Бог" - о создании храма Киево-Печерской Лавры.

    21.01.20 ю.к​
  • Александр Шпорт
    В "Повести временных лет" интересную мысль прочитал о святом равноапостольном князе Владимире:

    [​IMG]


    То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: "Где умножится грех, там преизобилует благодать". Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли.

    ***

    Недавно читал про преподобного Гавриила Савтаврийского:

    После того как он публично сжег портрет Ленина, его побили, посадили в тюрьму, а потом два месяца держали его в так называемой палате «реактивных больных». С наступлением третьего месяца составили более коварный план: закрыли в маленькой комнате с одним пациентом.


    В комнате были две кровати, маленький стол, унитаз и кран. Прогулки и свидания запретили. Еду давали через маленькое окошко в двери.


    Отец Гавриил так рассказывал об этом:


    — Господь вразумил меня, и я сразу понял, в чём дело: они решили меня с ума свести. Потому что когда целыми днями смотришь на одного человека, тебе поневоле передадутся его поведение и характер. Поэтому, чтобы не смотреть, я всегда сидел к нему спиной и, опустив голову, читал Иисусову молитву. Иногда тот подскакивал ко мне и начинал бить или отнимал еду. Я не оказывал никакого сопротивления, только прикрывал лицо и защищался, повернувшись спиной.

    [​IMG]


    Подумалось: Нечто подобное сейчас происходит по телевизору и интернету, а также в обществе - православному христианину приходится смотреть на безбожников или богоборцев. И чтобы не перенять их поведение и характер нужно отворачиваться от современного общества к Евангелию, в котором мы видим Христа. К житиям святых и их творениям.

    8 января 2020 г. по юлианскому календарю.
  • Александр Шпорт
    Недавно наткнулся на брошюру об этой иконе. Надо бы посмотреть потом.

    [​IMG]

    Каплуновской иконой Божией Матери именуется чудотворный список Казанского образа Богородицы.

    Икона явилась в 1689 году в сельце Каплунове в 20 верстах от Ахтырки Харьковской губернии. В сельце была церковь в честь Рождества Богородицы, и к ней определен священник Иоанн Уманов, отличавшийся благочестивой жизнью. 8 сентября 1689 года он видел во сне благолепного седого старца, который сказал ему:

    «Чрез три дня придут к тебе из Москвы три иконописца — один лет 60, другой 80, а третий 90 лет; у этого последнего ты должен развязать связку икон, снять верхних семь, а восьмую икону Казанской Богородицы взять себе с благоговением; от нее ты получишь благодать и милость».
    Священник в ожидании этого события постился и совершал литургию в продолжение трех дней. В третий день, 11 сентября, по окончании литургии возвращаясь домой, он встретил трех московских иконописцев, пригласил их к себе и радушно угостил. Он последовал данному во сне повелению, и, найдя указанный образ, просил продать ему икону; но иконописцы, благодарные за угощение, не хотели брать денег и только по настоянию священника взяли с него 15 копеек.

    Священник поставил икону в своей комнате и усердно молился пред нею. В продолжение двух недель пред иконою горела свеча день и ночь. В третью субботу на воскресенье, в третью неделю Великого поста, совершив перед нею молитвенное правило, Иоанн уснул и увидел во сне Деву неизреченной красоты. Она сказала ему: «Не принуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси Меня в Мою церковь». Священник проснулся и увидел, что в комнате носится свет, подобный молнии. Он испугался и, собравшись с духом, подошел к иконе, пред которою горела свеча, и увидел, что из очей Богоматери истекают обильные слезы - одна из них была видима на иконе и много лет спустя. Священник собрал народ, отправил пред иконою молебен и с честью перенес ее в церковь. С того времени она начала обильно изливать чудодейственную силу.

    Полтавская битва
    Примечательна связь иконы с исторической победой русских войск под Полтавой. В 1709 году, когда шведский король Карл XII вторгся в Россию, а царь Петр I готовил ему отпор, расположившись в Харькове. Дабы укрепить себя и свое войско надеждой на небесную помощь, он вызвал в ставку священника Иоанна с Каплуновской иконою Богородицы. Здесь отец Иоанн с образом пробыл две недели.

    В это время Карл XII дошел уже до Каплуновки и тут расположил свои войска; сам он с гетманом Мазепой поместился в доме священника Иоанна. Некоторые из его воинов хотели поджечь церковь; но солома и дрова, которыми они обложили церковь, не загорались. Карл спросил Мазепу о причине чуда, и так узнал о прославившейся иконе. Услышав же, что сама икона в ставке у Петра, он обратился к Мазепе со словами: «Смотри, церковь и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там нам очень ненадежно будет».

    При начале Полтавской битвы Петр I велел носить Каплуновскую икону Богородицы перед полками, и сам царь со слезами молил Царицу Небесную о победе. Чудотворная икона Божией Матери была на поле боя вместе с русскими войсками. После одержания решающей победы, царь Петр возвратил святыню в Каплуновский храм. В храме впоследствии сохранялась сребро-позлащенная риза, украшенная венцом на главе Приснодевы, и ковчег на чудотворную икону, на исподней доске которого была вырезана надпись: «в сем ковчеге Император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери».

    Почитание
    Чудеса, происходившие от иконы, скоро снискали ей народную славу. Сведения о ее обретении и участии в Полтавской битве были записаны по свидетельству самого священника Иоанна Уманова. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.

    (Источник информации)


    В брошюре также есть информация о том, что позже в честь иконы построили большой храм, но позже почитание ее пошло на убыль. Интересно, что с этим храмом теперь.